• Главная
  • •
  • Журналы
  • •
  • Распространение
  • •
  • Редакция

Русское зарубежье

Михаил Хрисогонов (1891-1982) – портретист, педагог, пейзажист

Российский период жизни (1891–1920)


Михаил Хрисогонов у своих картин. Лицевая сторона почтовой открытки. Ноябрь 1930 // Семейный архив В.Л. Шульгина


  Михаил Михайлович Хрисогонов родился в Казани 5 (17) января 1891 г. и был младшим сыном в семье надворного советника Михаила Андреевича Хрисогонова, чиновника по особым поручениям Лесного отделения Казанского Управления государственных имуществ. Мать – Мария Васильевна (урожд. Иванова) из семьи бедного чиновника. У Михаила Андреевича было ещё три дочери и два сына – все намного старше Михаила (на десять–двадцать лет). Михаилу не исполнилось и девяти лет, когда не стало отца. В 1900 г. он поступил в приготовительный класс классической гимназии в Симбирске, где жила семья его старшей сестры В.М. Котовщиковой, и проучился там до 1910 г.
  В Симбирской гимназии (и в приготовительном, и в младших классах) учителем рисования М. Хрисогонова был Егор Семёнович Сергеев (1870 – после 1909), окончивший Строгановское училище. В гимназии практиковались дополнительные занятия по рисованию для талантливых учеников, в том числе для учащихся старших классов, в учебной программе которых рисования уже не было. В последний учебный год М.Хрисогонов занимался у Дмитрия Ивановича Архангельского (1885–1980).
  Перед Первой мировой войной М. Хрисогонов обучался в Москве, в частной художественной школе (студии) И.И. Машкова (1881–1944), которого считал своим главным учителем. В письме художнику и теоретику искусства Н.Н. Волкову он позже напишет: «Одну зиму 1916 г. в Москве работал под руководством Кости Коровина». Согласно анкете, заполненной М. Хрисогоновым для Державной комиссии в Королевстве сербов, хорватов и словенцев в 1921 г., перед началом Первой мировой войны он был сотрудником московской газеты «Раннее Утро».
  13 августа 1914 г. прапорщик запаса Михаил Хрисогонов призван на военную службу, за время службы был награждён орденами Св.Станислава 3 й степени (1915), Св. Анны 3 й степени (1916), Св. Станислава 2 й степени (1916). Летом 1917 г. вместе с другими художниками был отозван с фронта и направлен в офицерскую школу краскомаскировки в Москве. После окончания школы в конце 1917 г. был отправлен в Тифлис , где с 1 января 1918 г. вышел в запас армии. Позже он вспоминал: «Как только в Тифлисе появился приказ о возможности офицерам запаса выйти из действительной армии, я это немедленно проделал и вступил на очень тернистый путь художника… Свой скудный гонорар за статью в ежемесячном журнале “Ars”, № 2–3, “Сезанн, или Четвёртое измерение в живописи” я получал в костюме: нижнее бельё, поверх (него.– В.Ш.) офицерского покроя защитного цвета шинель без погон, на голове кавказская папаха и 4 й день на воде, другого питания не было. Статья была посвящена моему учителю Илье Ивановичу Машкову». Этой публикацией Хрисогонов гордился всю жизнь.
  Свою педагогическую деятельность М. Хрисогонов начал в том же 1918 г., два учебных года состоял преподавателем рисования в гимназии одной из станиц Кубанской области, а затем покинул Россию.
  Европейский период жизни (1921–1948)
  Прибыв в Королевство сербов, хорватов и словенцев в конце 1920 – начале 1921 г. М. Хрисогонов почти сразу поступил на службу преподавателем рисования в русскую гимназию в г. Херцег-Нови (ныне – Черногория) и отработал весь учебный 1921/1922 год.
  С осени 1922 по лето 1926 г. Хрисогонов преподавал чистописание и рисование в русской гимназии «Поновичи», которая размещалась в старом австрийском замке, недалеко от Любляны (Словения). В 1925 г. гимназия переехала в замок в Храстовце, близ Марибора, и стала называться «Поновичи-Храстовец».
  Интересны воспоминания одной из учениц гимназии о Михаиле Хрисогонове в период её обучения в гимназии «Поновичи»: «…больше всего я любила, когда Михаил Михалыч приносил гитару или балалайку на урок, играл нам вальс “На сопках Маньчжурии”, а мы должны были изобразить то, что нам под музыку грезилось». Пока Михаил Михайлович работал учителем рисования, он собрал целую папку рисунков своих учеников, сохранил её в годы войны и привёз с собой в Венесуэлу. Рисунки были разложены по возрасту ученика (7, 12 и 15 лет).
  Методические приёмы обучения рисованию М. Хрисогонова нашли отражение в публикациях. В середине 1920 х гг. он начинает печатать в пражских педагогических журналах «Русская школа за рубежом», «Русская школа» и «Педагогический бюллетень» статьи о преподавании рисования детям, это направление своей деятельности он считал для себя очень важным.
  Сохранилось пять открыток, написанных в 1927– 1930 гг., и два письма 1960 х М. Хрисогонова родственникам в Советский Союз. В одном из писем И.П. Смеловой (25 стр., 8 фото) он сообщает о поступлении осенью 1923 г. в Университет в Любляне на отделение искусствоведения философского факультета, где проучился почти полтора года, а также затрагивает волновавшие его темы: «Одной из моих лучших побед в период университета и преподавательства было удачное завершение работы по психотехнике живописи и рисования, которую я окончательно закончил уже значительно позднее. Маленькая статья “Влияние нормального астигматизма и мускулов глаза на рисование с натуры” заняла у меня 9 лет, но она открыла мне новые пути не только с точки зрения педагогики, но и проложила новую дорогу как художнику. Я нигде ничего не слышал о психотехнике живописи и рисования – это я так назвал ту область, куда мне пришлось заглянуть своими глазами. Работа моя позволяет классифицировать способности человека к рисованию и определить их в отношении специализации его дальнейших художественных задач».
  В 1926 г. Михаил Хрисогонов перешёл из гимназии в Поновичах, где классы стали сокращаться, в кадетский корпус. С 1926 по 1933 г. преподавал рисование во Втором Русском Донском Императора Александра III кадетском корпусе, который размещался в Горажде, небольшом городке в Боснии. С 1933 по август 1938 г. служил преподавателем рисования в Первом Русском Великого князя Константина Константиновича кадетском корпусе, который размещался в г. Бела Црква на границе с Румынией.
  В конце 1920 х – начале 1930 х гг. началась очень плодотворная работа М. Хрисогонова как портретиста. На сегодняшний день нам известны несколько его графических портретов представителей Русского зарубежья, выполненных в 1930 х гг. в Королевстве Югославия. На этих портретах имеется автограф модели...


В.Л. Шульгин
кандидат технических наук
правнучатый племянник художника

Полностью статью можно прочитать в журнале «Золотая палитра» № 1 (22) 2023

© 2009 - 2025 Золотая Палитра
Все права на материалы, опубликованные на сайте, принадлежат редакции и охраняются в соответствии с законодательством РФ. Использование материалов, опубликованных на сайте, допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал, до или после цитируемого блока.