• Главная
  • •
  • Журналы
  • •
  • Распространение
  • •
  • Редакция

Русское искусство

Николай Гущин: возвращение


Н.М. Гущин. Автопортрет в заячьей шапке. 1950. Холст, масло. 70,5х55 © Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева


  Николай Михайлович Гущин (1888– 1965) – значимая и малоизвестная фигура в контексте русской культуры ХХ века. Судьба и творческое наследие художника были рассмотрены в ряде статей и публикаций, однако монографического исследования, посвящённого Н.М. Гущину, пока не написано.
  Обозначим пунктиром жизненный путь художника.
  Николай Гущин родился в Вятке, в семье учителя, но его детство и юность прошли в Перми. В 1908–1910 годах на общеобразовательном отделении петербургского Психоневрологического института, открытого В.М. Бехтеревым, провинциальный юноша получил серьёзное гуманитарное образование, соответствующее первой ступени университетского, прослушав курсы философии, психологии, всемирной истории, анатомии, истории культуры и искусства. Одновременно он посещал частную рисовальную школу Я.С. Гольдблата.
  Затем Николай Гущин прошёл полный курс обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1910–1916), занимался в классе портретной живописи у Сергея Малютина и Константина Коровина. Первый учил сочетанию строгого рисунка с основательностью формы, второй, не стесняя творческой свободы, – импрессионистической лёгкости и трепетному отношению к цвету. В годы учёбы Гущин сблизился с футуристами – земляком, уроженцем Перми Василием Каменским, однокурсниками Владимиром Маяковским и Давидом Бурлюком.
  Обещавшую стать успешной художественную карьеру Николая Гущина прервали Первая мировая война и революция. Сочувствующий октябрьским событиям художник вернулся в Пермь и активно включился в культурную жизнь родного города. Он – автор проекта памятника жертвам революции, открытого к первой годовщине Октября и ставшего причиной его вынужденной эмиграции. Из-за грозившей ему смертельной опасности вместе с тысячами соотечественников, спасавшихся от «красного» и «белого» террора, Гущин оказался за пределами родины. Три года он прожил в Харбине (1919–1922), чуть больше десяти – в Париже (1922–1933), почти четырнадцать лет – в Монако (1934–1947).
  Победа Советского Союза в Великой Отечественной войне стала определяющим фактором в решении Н.М. Гущина вернуться на родину. В октябре 1947 года Н.М. Гущин был принят в Радищевский музей, где в течение 15 лет работал художником-реставратором и заведующим реставрационной мастерской.
  Саратовский период его жизни условно можно разделить на два почти равных отрезка – первый пришёлся на эпоху послевоенного сталинизма с постоянной слежкой и угрозой ареста, второй – на время «оттепели» с её относительной свободой и надеждами. Но стало ли возвращение художника обретением Родины? Удалось ли мастеру вписаться в контекст советского искусства или его миссия была иной?
  Хронологические рамки рассматриваемого в данной статье периода жизни художника – 1933–1953 годы: от времени, когда он покинул Париж, поселившись на Лазурном Берегу, до смерти Сталина. Многие обстоятельства этих двух десятилетий его жизни недостаточно фактологически изучены, прежде всего, из-за недоступности большого корпуса его произведений, находящихся в зарубежных музеях и частных коллекциях, утраченных в годы Второй мировой войны. По понятным причинам, сохранилось и известно не так много документальных сведений: в условиях тотальной слежки и реальной угрозы репрессий, вернувшийся в Советский Союз художник-репатриант не мог подробно рассказывать о своей жизни в Париже и Монте-Карло.
  Основные источники наших знаний об эмигрантском периоде его жизни в Княжестве Монако – биографический очерк Луи Каппатти «Николай Гущин и мистика его портрета»; каталоги персональной и групповых выставок; немногочисленные, по случаю войны и послевоенного времени, газетные статьи, письма, воспоминания друзей и современников. А также произведения 1930–1940 х годов, недавно приобретённые за рубежом отечественными коллекционерами, доступные для экспонирования, исследования, публикации. Они помогают реконструировать событийную канву жизни художника, более полно представить картину его творческой деятельности и многогранность таланта...


Л.В. Пашкова
зам. Генерального директора по научной работе СГХМ им. А.Н. Радищева
заслуженный работник культуры

Полностью статью можно прочитать в журнале «Золотая палитра» № 2 (21) 2021

© 2009 - 2025 Золотая Палитра
Все права на материалы, опубликованные на сайте, принадлежат редакции и охраняются в соответствии с законодательством РФ. Использование материалов, опубликованных на сайте, допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал, до или после цитируемого блока.