• Главная
  • •
  • Журналы
  • •
  • Распространение
  • •
  • Редакция

Искусство Cоветского периода

Светлой памяти художника Александра Подколзина 1921–2006


А.А. Подколзин. В посёлке НИЛ. Холст, масло. 76,5х59. Собрание М.В. Зубовой


  В 2021 году исполнилось 100 лет со дня рождения русского художника второй половины XX века А.А. Подколзина. По воспоминаниям современников, Александр Александрович был человеком очень скромным, замкнутым, немногословным. Такой же была его живопись, особенно позднего периода: «Лучшие пейзажи Подколзина кажутся безмолвными».
   При жизни художника состоялось несколько персональных выставок его живописных и графических работ (1976, 1991, 1998 и 2003), и две выставки прошли посмертно – в 2007 году в зале МОСХа на Тверской-Ямской, 20 и в 2011 – в Государственном историко-художественном музее «Новый Иерусалим». Посетители этих выставок благодарили А.А. Подколзина за «бескорыстное служение искусству», за глубину и серьёзность, которые присущи каждой его работе; отмечали большую живописную культуру художника, музыкальность его произведений, в которых «чувствуется душа замечательного человека».

  Александр Александрович Подколзин родился в Москве 29 августа 1921 года. О родителях его известно мало: отец переехал в Москву из Тульской губернии в начале 1910-х годов, мать родом из деревни вблизи подмосковного города Лопасня. В Москве семья жила в Кривоарбатском переулке. Когда Саше исполнилось два года, его мать умерла. Позже отец был женат дважды, в третьем браке родилась сестра Вера (в замужестве Гольцева), которая впоследствии помогала и всегда поддерживала Александра Александровича.
  Интерес А. Подколзина к искусству проснулся рано. Он вспоминал, как в юности часто ходил на художественные выставки, посещал музеи, нередко заходил в антикварный магазин на Арбате, где в те годы можно было увидеть выдающиеся произведения русских художников. В 1939 году, по окончании школы, поступил в художественную студию, организованную при Московском союзе советских художников. Учился вечером, днём работал. Некоторое время подрабатывал натурщиком у художников в мастерских на Масловке, в том числе у автора больших исторических композиций А.П. Бубнова. В течение двух лет занимался у художника Мещерякова. В это же время в соседнем классе А.Н. Арженикова учились Наталия Сорокина, впоследствии близкий друг Подколзина, и Валерий Фальк, сын Роберта Рафаиловича. Студия находилась на втором этаже под мастерской П.П. Кончаловского на Садовой-Триумфальной улице.
  В 1941 году А. Подколзин поступил в Московский государственный художественный институт. Началась Великая Отечественная война, институт эвакуировали в Самарканд. В 1943 Александра призвали в армию. В 1946 году Подколзин вернулся в Москву, на второй курс института, и узнал, что его хотят отчислить из-за трёх «бесполезных» лет. С.В. Герасимов, директор института, решил оставить студента до осени. В числе других сокурсников Подколзин отправился на практику в Козы, в Крым. Море и природа вдохновили его, и он написал несколько удачных работ. Преподаватели их одобрили, и он смог продолжить занятия.
  На первых курсах А. Подколзин учился у Н.Х. Максимова, И.И. Чекмазова и В.В. Фаворской. В 1948 году покинул свой пост С.В. Герасимов, обвинённый в излишней либеральности. Многое в преподавании, а главное, в атмосфере института изменилось.
  В мастерской П.И. Котова Подколзин занимался два года. Он вспоминал, что занятия там имели и свои положительные результаты: студентов учили академическому методу живописи – «Если забудешь о форме, то потеряешь убедительность». Диплом А. Подколзин писал на тему «Приехал в колхоз архитектор и объясняет, как будет строиться этот агрогород».
  Педагоги, у которых занимался Александр Александрович, учили, что правда искусства не есть правда жизни, а есть сила убеждения зрителя, сила воздействия на него. Надо постоянно искать, но искать не формально, а стремиться наиболее полно раскрыть сущность изображаемого. И, прежде всего, оставаться в своём восприятии мира самим собой. А.А. Подколзин был лично знаком с Н.П. Крымовым, Р.Р. Фальком, П.П. Кончаловским и всегда отмечал влияние этих художников на своё раннее творчество.
  С 1951 по 1966 годы Александр Александрович преподавал на заочных курсах при Центральном доме народного творчества им. Н.К. Крупской на факультете живописи и рисунка. Студенты из разных уголков нашей страны присылали свои работы, а педагоги отправляли им подробные письменные замечания. А.А. Подколзин вспоминал, что ему было интересно работать с молодёжью, обладающей большим художественным потенциалом, с некоторыми студентами он поддерживал дружеские отношения и после того, как был вынужден оставить университет.
  В 1961 году А.А. Подколзин вступил в МОСХ и стал постоянным участником московских, региональных и республиканских художественных выставок. С 1966 по 1981 годы работал в Живописном комбинате при МОСХе, где писал заказные работы, которые, по его словам, «не заслуживали серьёзного внимания, однако, выполнялись со всей возможной добросовестностью».
  В советское время художники могли работать в домах творчества, где проходили однодневные выставки, обсуждались работы. В Дома творчества Московского союза художников в Тарусу, а позднее – в Переславль-Залесский приезжал и Александр Александрович, где им было написано много пейзажей, проникнутых любовью к природе.
  Живопись А.А. Подколзина нельзя назвать эффектной и броской. В ней нет ярко выраженного сюжета, детализации. Такая манера может быть непонятной, картины кажутся незавершёнными: тонально сближенные колористические пятна не обладают чёткой формой, привычной для восприятия. Художник интерпретировал пейзажные и портретные образы, наполняя произведения своим мировоззрением: писал то, что чувствовал. Один из часто встречаемых приёмов в живописи Подколзина – принцип «этюдности». Живописцем была разработана своеобразная эскизная манера письма, кажущаяся стихией энергичных широких мазков. Колористическая система сложная, особенно в произведениях 1970–1990 х годов, состоящая из множества оттенков: от светло-серого и голубого до кирпично-охристого с пятнами тёплого зелёного.
  Работал художник преимущественно на пленэре, в мастерской только прорабатывал детали в станковых работах: пейзажах и портретах. Часто воспроизводил один и тот же мотив, например, лесной пейзаж, сдержанный и немногословный, но глубоко эмоциональный. Интересно, что в последние годы творчества, сосредотачиваясь на одной и той же теме, прорабатывая тонкие световые нюансировки и различные тональные сочетания, Подколзин почти приблизился к абстрактным образам.
  При выборе мотива художник отходил от мира повседневности, обращаясь к вечным, вневременным образам, отдавая предпочтение в изображении архитектуры не рисунку и пропорциям, а гармонизации соотношений цвета и тона. Один и тот же храм он мог писать много раз и утром, и вечером – преимущественно в переходные периоды суток, в разные времена года («Церковь постройки Баженова в с. Баловнево [7 км от Данкова]». 1966; «Аксиньино». 1971; «Монастырь в Переславле»). Каждое произведение художника – результат нескольких месяцев напряжённой работы.
  Для творчества художника характерна конкретизация места и времени создания, контрастирующая с образным изображением. Например, на обратной стороне картины «Церковь в селе Шипово» он фиксирует: «Церковь в селе Шипово (Липецкий район). Здесь первоначально похоронен Юр. Петр. Лермонтов (отец поэта)».
  Художник любил писать Московский Кремль, предпочитая работать ранним утром, на рассвете. Образ Кремля, созданный на его полотнах, резко отличается от изображений, часто выполненных по фотографии. Он стремится передать собственное понимание архитектурного ансамбля, который стал символом власти в советское время. Узнаваемые силуэты башен Кремля и Собора Василия Блаженного заволокло серой массой снежной бури. Пронизывающим холодом веет от незыблемой и прекрасной архитектуры («Метель на Красной площади»). В других полотнах художник словно специально отдаляет от себя кремлёвские стены, отдавая изображению реки большую часть полотна: «Кремль, освещённый солнцем». По заказу Живописного комбината им было выполнено много пейзажей с развёрнутыми, панорамными видами Московского Кремля.
  Жил Александр Александрович очень скромно. Самым ценным для него были его работы. Художник до конца своих дней занимался самообразованием, постоянно посещал библиотеки, музеи, художественные выставки. Он никогда не расставался с карандашом и бумагой, делая зарисовки и наброски с натуры.
  Важную роль в жизни и творчестве А.А. Подколзина сыграли художники, близкие ему по духу и поискам в живописи, – В.К. Мельников (1914–2006), С.С. Посконин (1918–2001), Н.Т. Сорокина (1918–1991), В.П. Шереметев (1922–1989), о котором Александр Александрович написал: «Вся моя жизнь художника сложилась так, а не иначе, благодаря многолетнему знакомству с замечательным человеком, Василием Павловичем Шереметевым. Такие люди присутствуют среди нас как бы для того, чтобы постоянно напоминать о высокой миссии человека…».


А.Ю. Ломакина
искусствовед
Редакционно-издательский отдел Государственной Третьяковской галереи

Полностью статью можно прочитать в журнале «Золотая палитра» № 1 (20) 2021

© 2009 - 2025 Золотая Палитра
Все права на материалы, опубликованные на сайте, принадлежат редакции и охраняются в соответствии с законодательством РФ. Использование материалов, опубликованных на сайте, допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал, до или после цитируемого блока.