• Главная
  • •
  • Журналы
  • •
  • Распространение
  • •
  • Редакция

Современное искусство

В одном мгновенье видеть вечность...


Рафаэль Геворкян. Творец. 2019. Бумага, карандаш. 9х9. Фото предоставлено автором


  В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир – в зерне песка, В единой горсти – бесконечность И небо – в чашечке цветка.
  Уильям Блейк

    Рисунки Рафаэля Геворкяна – это целый космос, вселенная образов, сюжетов, смыслов, ассоциаций, исторических и художественных перекличек. И одновременно – это микромир, с тончайшими деталями и мельчайшими подробностями, которые не сразу разглядишь, а если удаётся разглядеть в лупу или увеличить на экране монитора, видишь, что там в каждом миллиметре, как в живой клетке, пульсирует жизнь, и в каждом фрагменте скрывается ещё масса более мелких деталей и образов.
  Размер изображения невелик по сравнению с белым незаполненным пространством, и это неслучайно. Белое пространство имеет в работах Рафаэля не меньшее значение – и художественное, и смысловое, чем сам графический рисунок. Рисунок – это высказанная мысль, а белый лист – это молчание, которое предшествует сказанному и воцаряется после него.
  Рафаэль не только художник-график, он – философ, для которого важно не фиксирование внешних впечатлений, а осмысление реальности. И рисование – это для него тот способ, через который, или даже во время которого, он постигает глубинный смысл творения, тайны истории и человеческих судеб, духовных и душевных движений, взаимосвязи людей, взаимоотношения человека и Бога. И благодаря процессу рисования, постижение смыслов проходит не только через разум, но и через эмоцию, и через физическое действие, через руку, держащую карандаш, который словно начинает жить своей собственной жизнью, касаясь белого листа бумаги.
  Используя самые простые средства – карандаш и бумагу, Рафаэль возвращается к тому, что современными художниками, кажется, совсем забыто или, по крайней мере, мало востребовано, это – ремесло, мастерство, тщательность работы, тонкость рисунка, мельчайшая деталировка. Всё это было присуще художникам классической школы, которые близки Рафаэлю и которых он считает своими учителями. В его работах легко угадывается влияние Дюрера, Леонардо, Микеланджело, Эль Греко. Из более близких по времени мастеров – Павел Филонов. Большое влияние на художника оказало восточное искусство и восточная философия, особенно Китая и Японии.
  Гравюры Альбрехта Дюрера – первое, что приходит на ум, когда видишь рисунки Рафаэля, он многое взял от немецкого художника, также строившего свои произведения на плотном переплетении линий, из которых рождались удивительные образы. И так же, как у Дюрера, в рисунках Рафаэля заполнен каждый миллиметр поверхности листа и каждый элемент рисунка многозначен, символичен, открывает удивительное многообразие смыслов.
  От Востока художник воспринял акцент на созерцательность, умение ценить долго длящееся мгновение и красоту каждой малой частицы бытия, в которой заключён целый мир, раскрывающийся внимательному взгляду, впитывающему увиденное. От Востока пришло и понимание, что мир – это единое целое.
  Кто-то сказал однажды: графика – это песня линий, живопись – симфония цвета. В отношении Рафаэля Геворкяна, это особенно верно. Его живописные произведения красочны, декоративны, эмоциональны, поражают свободой и непосредственностью художественного языка. Их колористическое звучание разнообразно и создаёт целую гамму чувств. Так может писать человек, ощутивший восторг перед бытием, радость от красоты мира, за которой стоит Художник, творивший этот мир по законам красоты и гармонии.
  В живописных работах Рафаэля есть и горячее южное солнце, насыщающее каждый цвет энергией, и восточное созерцание, рождающее тихое любование предметом – будь то цветок, бабочка или птица, и знание западного искусства ХХ века, сделавшего цветовое пятно главным инструментом живописи. При этом художник не придерживается строго какого-то одного направления, он свободно меняет манеры, ища каждый раз те приёмы, которые смогут выразить его замысел. Иногда он тщательно выписывает объект своего эстетического созерцания, показывая его в подробностях и любуясь каждой деталью. Иногда, напротив, работает крупными обобщающими мазками, избегая излишней детализации, оставляя лишь главное: форму предмета и его цветовое сияние.
  Отвечая на вопрос о своём творческом методе, художник говорит так: «Больше всего меня занимает наша взаимосвязь с окружающим миром. Даже если говорить просто с точки зрения изобразительного искусства, то сухая зарисовка, фиксация предмета, штудирование, меня никогда не интересовала. Попытка всё поставить на уровень однозначного восприятия действительности меня никогда не трогала. Я смотрю на всё, что нас окружает, на природу, и мне важно найти себя в ней, почувствовать свою с ней взаимосвязь».
  И сегодня, искусство Рафаэля – художника, воспринимающего мир по-особому и стремящегося в своём творчестве передать весть о единстве творения, бесконечности времени и пространства, для многих становится откровением, побуждающим раскрыть своё сердце и заглянуть в глубину самих себя.


Ирина Языкова
искусствовед

Полностью статью можно прочитать в журнале «Золотая палитра» № 2 (19) 2019

© 2009 - 2025 Золотая Палитра
Все права на материалы, опубликованные на сайте, принадлежат редакции и охраняются в соответствии с законодательством РФ. Использование материалов, опубликованных на сайте, допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал, до или после цитируемого блока.