• Главная
  • •
  • Журналы
  • •
  • Распространение
  • •
  • Редакция

Культурное наследие

Письмо Малявина художнице Шапориной


фрагмент писем


  В Рукописном отделе Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН хранится письмо Ф.А. Малявина, адресованное Л.В. Яковлевой. Это небольшое по объёму письмо на трёх листках было отправлено художником из Москвы в Санкт-Петербург 20 апреля 1911 г.
  Любовь Васильевна Шапорина (урожд. Яковлева, 1879–1967), график, живописец, организатор и режиссёр первого Государственного театра марионеток в Петрограде, театральная художница, переводчица, жена композитора Ю.А. Шапорина, известна также как автор дневников, которые она вела в течение всей жизни.
  Л.В. Шапорина родилась в Москве, в дворянской семье. В 1892 г. поступила в Санкт-Петербургский Екатерининский институт, который окончила в 1899 г. Перед ней стоял выбор: рисование или медицина. Она думала пойти на медицинские курсы, но в то же время ей хотелось «серьёзно заняться науками: естественными, историей, философией, искусством, литературой, рисованием, английским и итальянскими языками, побольше читать». В ней всегда жила любовь к искусству. В конце октября 1902 г. Шапорина начинает учиться в Петербурге, в частной художественной студии Александра Маковского, в дневниках она называет её «школой Маковского».
  В конце 1906 г. она уезжает в Париж, где продолжает изучать живопись и офорт. Приехала она туда с письмом к Е.С. Кругликовой от её петербургских друзей, но стеснялась и долго не могла решиться пойти к художнице. Знакомых в Париже не было, и Л.В. Шапорина наконец отважилась. Кругликова приняла её сердечно, дала советы: в какую мастерскую поступить, указала хороший пансион поблизости. Месяца через три Шапорина стала заниматься у неё офортом, учиться в академии «La Palette». В мастерской Кругликовой, где собирались художники, поэты и писатели, учёные из разных стран, она знакомится с Н.С. Гумилёвым, М.А. Волошиным, А.Н. Толстым. Приезжающие из России обязательно бывали у Кругликовой. Вероятно, именно тогда Шапорина познакомилась с Малявиным, который в 1907 г. совершил творческую поездку во Францию, где остановился у Е.С. Кругликовой. В 1908 г. художница вернулась в Петербург и продолжила изучать офорт в рисовальной школе Общества поощрения художеств у проф. В.В. Матэ, по окончании которой получила серебряную медаль. Экспонировала свои работы на выставках объединения Нового общества художников и «Мир искусства». В 1914 г. Любовь Яковлева вышла замуж за Юрия Шапорина, впоследствии известного советского композитора. В 1915 г. у них родился сын Василий, будущий театральный художник, в 1921 г. родилась дочь Елена, которая умерла в 1932 г.
  Первая мировая война, а затем события 1917 г. нарушили обычное течение жизни, её надо было строить заново. Кроме любимого всей душой рисования, Л.В. Шапорину уже давно привлекали куклы-марионетки. Ещё в 1912 г. они с Н.Н. Сапуновым хотели поставить с куклами какую-нибудь из сказок К. Гоцци, и мысль о создании кукольного театра не покидала Шапорину. В 1918 г. Отделом театра и зрелищ ей была поручена организация Кукольного театра при студии отдела. В апреле 1919 г. в первом петроградском Театре марионеток состоялась премьера. Осенью 1920 г. из-за тяжёлых бытовых условий она вынуждена была поехать в Петрозаводск, куда с бывшим Александринским театром (в то время – Академический театр драмы) выехал Ю.А. Шапорин. Там она писала декорации к спектаклям. Вернулась в середине 1921 г., но Театр марионеток закрыли. Художница работает над восстановлением театра, возрождает его, но уже как часть Театра юных зрителей под руководством А.А. Брянцева.
  Осенью 1924 г., чтобы ознакомиться с зарубежными кукольными театрами, Л.В. Шапорина вместе с детьми уезжает в Париж. Пробыла там дольше, чем предполагала из-за болезни детей. Вернулась в 1928 г. Ей хотелось воплотить свою мечту о кустарной артели, чтобы работать с куклами, но в 1930 г. Театр марионеток объединился с театром Петрушки, созданным в 1924 г., и получил новое название – Ленинградский театр кукол под руководством Е.С. Деммени. Она опять мечтает о создании своего театра.
  В 1934 г. Л.В. Шапорина становится художественным руководителем организованного ею Театра марионеток Союза советских писателей. В 1936 театр переходит в ведение Ленгосэстрады, где она работает до 1941 г. С первого месяца войны Л.В. Шапорина стала работать медсестрой в госпитале при глазной лечебнице. В блокаду она осталась в Ленинграде, не захотела уезжать (Ю.А. Шапорин ещё в 1934 г. покинул Ленинград, к тому времени у него была другая семья). Работая в госпитале, она не бросала научных занятий. С июля 1942 г. состояла научным сотрудником НИИ театра и музыки и собирала материалы на тему «Театр и музыка в условиях блокады». Ею был написан ряд статей о театрах. Шапорина мечтала также сделать серию зарисовок с разрушенных зданий для будущих офортов. Занималась организацией «петрушечной бригады» в Доме Красной армии, затем в театре Балтийского флота. Летом 1943 г. была зачислена в художественные мастерские Михайловского театра, где писала декорации к спектаклям. С января 1944 г. работала в Нейрохирургическом институте референтом, переводила с французского языка книги и статьи по медицине, затем ушла из института. Далее занималась переводами с итальянского, французского, немецкого языков по договорам с Гослитиздатом, Союзом композиторов, Союзом художников, НИИ театра и музыки. С февраля 1945 г. Л.В. Шапорина преподавала историю искусств в Архитектурно- художественном ремесленном училище № 9, была назначена художественным руководителем Кукольного театра при Доме пионеров и школьников.
  После войны продолжает заниматься переводами, пишет статьи о кукольных театрах. В 1960 г. состоялась её долгожданная поездка к братьям в Женеву. В 1962 г. в Варшаве на VIII конгрессе Международного союза кукольников её избрали почётным членом УНИМА–UNIMA (Union Internationale Marionette). В последние годы жизни Л.В. Шапорина переводит и готовит к печати книгу И.Ф. Стравинского «Хроники моей жизни» (1963).
  В архиве Л.В. Шапориной сохранилось одно письмо Ф.А. Малявина, которое поступило в 1967 г. в составе материалов, переданных родственниками после её кончины. Возможно, писем было больше, так как очевидно, что художники состояли в переписке, но их местонахождение неизвестно. У Л.В. Шапориной также хранились рисунки Ф.А. Малявина. По-видимому, их связывали тёплые, дружеские отношения ещё с парижских времён (Малявин мог подшучивать и иронизировать).
  Коротенькое письмо, но для исследователей жизни и творчества художника − дополнительные факты к его биографии: точная дата и обстоятельства приезда в Москву (для завершения работы над портретом, какого именно, исследователям предстоит определить), выбор гостиницы, одной из самых дорогих и престижных, где он всегда останавливался. И ещё важный штрихпо-видимому, портрет нужно было закончить к определённому сроку, что требовало даже задержаться на некоторое время в городе, хотя датировка документа показала, что он должен был бы вернуться домой, в своё имение под Рязанью, ко дню рождения младшей дочери, пробыв в Москве не более одной недели. Благодаря письму мы также узнали о новом круге знакомств Ф.А. Малявина.


Ася Носова
научный сотрудник РО ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН

Полностью статью можно прочитать в журнале «Золотая палитра» №1(17) 2018

© 2009 - 2025 Золотая Палитра
Все права на материалы, опубликованные на сайте, принадлежат редакции и охраняются в соответствии с законодательством РФ. Использование материалов, опубликованных на сайте, допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал, до или после цитируемого блока.