• Главная
  • •
  • Журналы
  • •
  • Распространение
  • •
  • Редакция

Салоны и галереи

Художественный универсум с грузинским колоритом


Отар Чхартишвили. Сухуми. 1971. Х., м. 73х60. Галерея «Эрзи»


  В 2016 году в ЦДХ на Крымском валу открыла свои двери галерея «Эрзи». Владелец нового для московской публики галерейного пространства – коллекционер Элизбар Маргошвили – экспонирует внушительное собрание живиписи и графики нескольких поколений грузинских мастеров, духовных наследников Нико Пиросмани: начиная от патриархов Ладо Гудиашвили, Александра Бажбеук-Меликова, Елены Ахвледиани, сформировавших облик современного грузинского изобразительного искусства, корифеев Автандила Варази, Михаила Вардишвили, Эдмонда Каландадзе и заканчивая плеядой молодых живописцев и графиков.
    Грузинская школа живописи, вобравшая в себя основные направления и течения, бытовавшие в западноевропейском искусстве, являет собой сплав национального и интернационального. Работавшие во Франции Ахвледиани, Гудиашвили, Какабадзе, Кикодзе с энтузиазмом восприняли передовой опыт мастеров Парижской школы и вместе с тем смогли сохранить самобытность пластического мышления, каждый в своём творчестве оставаясь в границах местной архетипической традции.
  В ансамбле имён, составивших собрание галереи «Эрзи» и никогда не встававших под знамёна соцреализма, – легенда грузинского поп-арта Автандил Варази (1926–1977), мастер «антисоветского поп-арта» Отар Чхартишвили (1938–2006), прославившийся своими коллажами, и Альберт Гогуадзе (род. 1935), принимавший участие в художественных практиках московских нонконформистов. Работы бывших питомцев Тбилисской Академии художеств были показаны в 1974 году на скандально известной «Бульдозерной выставке» (Чхартишвили) и последовавшей за ней санкционированной властями выставочной акции в лесопарке «Измайлово» (Гогуадзе). Задокументировано участие Чхартишвили в квартирном показе у Александра Глезера, одного из организаторов выставки в Беляеве, тогда как в официальной биографии художника зачастую контаминируются эти два смотра неофициального искусства на открытом воздухе.
  После окончательного переезда из Грузии в Москву Гогуадзе сблизился с лидерами столичного андеграунда, став действующим лицом московского нонконформистского движения, экспонентом квартирных выставок (у Иосифа Киблицкого, Оскара Рабина, в мастерской Михаила Одноралова и др.) и более масштабных групповых выставок неофициального искусства, таких как в ДК ВДНХ (1975). Ключевым принципом своего творчества Гогуадзе считает свободную импровизацию, что помогает ему создавать и реалистические композиции, и фантасмагорические абстракции, некоторые из которых оптически приближаются к мозаичным панно. Гогуадзе много пишет темперой. Ученик Василия Шухаева разработал и продолжает совершенствовать живописный метод «цвет к цвету», основанный на сочетании цветовых пятен с целью ухода от тональной перспективы к цветовой (по-грузински авторский термин звучит «пэри-пэртан»). К хрестоматийному образцу теории «цвет к цвету» относится полотно «Монастырь».
  Главный герой эпического произведения Гогуадзе «Дон Кихот», репродукция которого наряду с вышеупомянутой картиной помещена на страницы данного издания, кажется, списан с самого художника, во всяком случае считывается внешнее сходство между автором и его протагонистом. Немеркнущий магнетизм образа странствующего рыцаря в своё время покорил Анатолия Зверева, с которым многие годы дружил Альберт Гогуадзе (портрет своего грузинского товарища Зверев напишет в 1979 году).
  Живописец справедливо причисляет себя к авангардистам. Генетические корни художественной философии Гогуадзе – в творчестве Пиросмани и Гудиашвили.
  Во второй половине XX столетия грузинское искусство в лице Эдмонда Каландадзе (1923–2014), Зураба Нижарадзе (род. 1928), Джибсона Хундадзе (род. 1926/7) и некоторых других мастеров было сосредоточено на исканиях в области цвета и колорита. Отдававший предпочтение пейзажу, Каландадзе представлен в экспозиции галереи «Эрзи» натюрмортом с пиалами. Такие приёмы письма, как нарочитая пастозность фактурного мазка, объединённого с импульсивной, изгибающейся линией, примыкают к чувственному экспрессионизму, наиболее остро проявившемуся в пейзажных сериях Каландадзе.
  Колористические поиски актуализировались в работах Хундадзе, нашли отзвук в творчестве Нижарадзе. Вдохновлённый достижениями фовистов, Нижарадзе с упоением рассказывает свою историю, виртуозно перемещаясь от портрета к натюрморту, жанровым сценкам или пейзажу. Центральное место в искусстве Нижарадзе отведено женскому портрету, особенно исследованию обнажённой женской натуры.
  Активизация художественной жизни грузинской столицы приходится на 1990-е годы, после обретения Грузией независимости. Но даже в советское время грузинские художники-экспериментаторы, несмотря на географическую и духовную изолированность, находили возможности для манифестации своего художественного мировоззрения либо в привычном формате мастерских, либо демонстрируя работы за пределами государственных выставочных площадок, например в подземных переходах или на стенах зданий Старого Тбилиси. Один из уголков исторической части города запечатлён в рисунке тушью Елены Ахвледиани (1901–1975), признанном мастере ведуты. С работой Ахвледиани тематически перекликается обезлюженный, окутанный грустью «Квартал Кирхэ», исполненный в монохромной гамме Темуром Мачавариани (род. 1944). Интерес к городскому пейзажу можно наблюдать и в творчестве самой влиятельной фигуры грузинского андеграунда 1960–1970-х годов Отара Чхартишвили. Так, в овеянном радостным настроением пейзаже солнечного «Сухуми» художник, фиксируя вид из окна на Чёрное море, не столько романтизирует обыденность, сколько метафорически обыгрывает мотив свободы – в кружащихся чайках и проплывающему по линии горизонта белом теплоходе.
  Господствующий в современном изобразительном искусстве Грузии эклектизм опирается на визуальную парадигму, сложившуюся в мировом искусстве. И в этом смысле несомненную историко-культурную ценность имеет тот пласт грузинского искусства, к которому принадлежит созвездие имён, проверенных временем.
  Творчество выдающегося грузинского графика Михаила Вардишвили (1917–2010), инспирированного гением Леонардо да Винчи, представлено галереей «Эрзи» двумя редкими монотипиями. Покорённый масштабом созданного Вардишвили космоса, мэтр Гудиашвили отозвался о мастере как о «громадном явлении», появившемся на небосклоне грузинской культуры.
  Произведения классика грузинского авангарда Ладо Гудиашвили (1896–1980) отличают ярко выраженный национальный колорит, тогда как Гия Гугушвили (род. 1952) своим стилистическим кредо выбрал минимализм. В полуабстрактных, полусюрреалистических композициях Гугушвили сохраняются элементы фигуративной живописи. Картины Левана Лагидзе (род. 1958), успешно сочетающего две ипостаси: художника и владельца собственной арт-галереи в Тбилиси, напротив, абстракции, доведённые до абсолюта...
  Художественный метод Ираклия Сутидзе (род. 1954), обладающего утончённым эстетическим восприятием, апеллирует к традиции наскальной живописи. Наделённые чертами иератичности портреты-«фрески» Сутидзе (будь то изображения человека, рыбы как апостольского символа, птицы или обожаемых художником лошадей) отличают изящество и подчёркнутая лаконичность форм.
  Этапы грузинского графического искусства можно проследить по академическим рисункам Александра Бажбеук-Меликова (1891–1966); выполненным в свободной, эскизной манере портретным зарисовкам, в том числе в жанре «ню», Автандила Варази или Отара Чхартишвили; дивным пастелям Тенгиза Мирзашвили (1934–2008). Помимо создания лирических пейзажей и натюрмортов, камерных по формату и лишённых декоративной вычурности, Мирзашвили оформлял спектакли, работал для кинематографа, иллюстрировал книги, сочинял карикатуры, задав новый вектор художественной политической сатиры. Но всё же любимым детищем Мирзашвили оставались живописные притчи, от которых веет детской чистотой и наивностью.
  В галерее «Эрзи» можно полюбоваться нежными, словно таящими, образами Радиша Тордии (род. 1936); увидеть суровый кавказский ландшафт Валерия Маргиани (1941–2003); насладиться пейзажной поэтикой Анзора Чагелишвили (род. 1945), в арсенале которого разнообразие пейзажей – зимний, горный, морской; погрузиться в фантазии Джемала Кухалашвиши (род. 1952), набирающего популярность среди ценителей искусства не только в Грузии, но и за её пределами. Работы мастеров, представленных галереей «Эрзи», находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственном музее Востока (Россия); Национальном музее Грузии: Музей искусств имени Ш.Я. Амиранашвили; Музее Зиммерли (США), а также в ряде европейских и американских музейно-галерейных и частных коллекций.
  Знакомство с миром грузинского искусства, сумевшего освободиться от оков провинциальности и наделённого неповторимым, узнаваемым голосом, сродни путешествию в страну добра и радости, которые проповедует большинство грузинских художников. Проводником в этот удивительный художественный универсум и станет галерея «Эрзи», чьё собрание насчитывает свыше двух тысяч оригинальных образцов живописи и графики.


Майя Сёмина
кандидат искусствоведения

Полностью статью можно прочитать в журнале «Золотая палитра» №1(16) 2017

© 2009 - 2025 Золотая Палитра
Все права на материалы, опубликованные на сайте, принадлежат редакции и охраняются в соответствии с законодательством РФ. Использование материалов, опубликованных на сайте, допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал, до или после цитируемого блока.