• Главная
  • •
  • Журналы
  • •
  • Распространение
  • •
  • Редакция

Русское искусство

Как я веду занятия живописи на первом курсе

Методическая работа Н.Т. Сорокиной о преподавании на курсах заочного обучения во Всесоюзном Доме народного творчества имени Н.К. Крупской


Н.Т. Сорокина. Портрет А.Г. Габричевского в Коктебеле. 1962. Х., м. 80х100. Частное собрание


  Учащиеся наших курсов – самая инициативная часть населения. Даже если они поступают учиться не ради интереса к живописи, а ради справки, даже и в этом случае они жертвуют своим досугом. Наиболее одарённые учащиеся стремятся к какому-либо творчеству или хотят подготовиться в техникум или вести кружки – одним словом, проявлять себя постоянно в творческом движении. Люди эти обычно взрослые, и заниматься с ними надо так, чтобы не ущемлять их достоинства. Многие из них уже являются художниками. В этом случае необходимо расширять их кругозор, знакомить с историей искусств, требовать, чтобы начинающие художники отдавали себе отчёт, какие мастера нравятся и почему. Ведь самодеятельные художники – это пропагандисты изобразительного искусства на местах своей работы.
  Нужно очень внимательно дифференцировать учащихся и сразу же, с первого курса, выяснять, к чему лучше подготовить данного учащегося. Это зависит не только от способности заочника, но и от того, где он живёт, какой у него возраст, культурный уровень и какой темперамент, чтобы помочь ему практически применить полученные на курсах знания. Например, учащийся лет сорока, из деревни, может вести преподавание в клубе. В этом случае хорошо, чтобы он знал творчество разных художников, знал список литературы, которая ему нужна, имел репродукции с лучших произведений живописи. Наряду с практическими навыками, которые он приобретёт на курсах, разносторонние знания изобразительного искусства помогут ему стать культурным человеком и вести кружок.
  С учащимися разного возраста я занимаюсь по-разному. Молодых стараюсь подготовить в техникум, если у них есть на то желание и способности, а с пожилыми работаю по мере их сил.
  Начиная занятия по живописи, я забочусь о пробуждении у заочника творческого интереса к предмету. Я считаю, что задавать скучные упражнения по цветоделению не стоит, это можно просто объяснить. Необходимо, чтобы первые упражнения по цвету у учащегося обязательно удались, чтобы у него появился интерес к работе, вера в свои силы, желание писать, накапливая в памяти большое количество оттенков цвета. Я сразу задаю определённый натюрморт, красивый по цвету, композицию которого почти всегда рисую на полях консультации или на обратной стороне присланных работ.
  Обязательно нужно, чтобы учащийся перед началом занятий живописью имел хотя бы какое-нибудь представление об освещении во всём натюрморте, то есть о его тональном решении и о перспективном построении предметов. Поэтому натюрморт, который поставлен для живописи, советую предварительно рисовать сначала в тоне (на отдельном листе бумаги). Объясняя задачи живописного этюда, я сразу пишу заочнику, из каких красок можно было бы составить цвет предмета на свету и в тени, цвет фона с освещённой стороной и теневой стороной предмета, цвет стола и т.д. Пишу следующим образом: «Получила Ваши работы. Вы рисуете лучше, чем пишете. К следующему разу поставьте натюрморт из глиняного кувшина, двух яблок или луковиц и пока на деревянном столе, на светлом неярком фоне, можно сером (композицию натюрморта см. на полях консультации). Этот натюрморт выполните сначала в тоне карандашом на довольно большом листе бумаги, сантиметров 30 по длинной стороне.
  Задание для 1 курса (Диктант по живописи). Нарисуйте предметы почти в натуральную величину. Затем напишите этот натюрморт в цвете. Я бы написала этот этюд так: лучше начинать из середины композиции, стараясь взять в цвете два самых ярких пятна или свет и тень на предмете. Глиняный кувшин надо писать так, чтобы горлышко его было иное по цвету (и в свету и в тени), чем плечики и корпус. Ведь они по-разному освещены, потому что по-разному повёрнуты к источнику света. Каждый поворот формы имеет свой оттенок тона и свой оттенок цвета. Начиная писать кувшин, я бы составила цвет на горлышке из английской красной, краплака и белил; полутон, может быть, следует писать, прибавляя кадмий оранжевый; тень на этом кувшине возможна зеленоватая, и её следует написать с окисью хрома. Цвет на плечиках кувшина будет иным, чем на горлышке. Его пишите, предположим, кадмием красным. А тень может быть голубоватой, рефлекс в тени – зеленоватым, и его следует написать с кобальтом зелёным светлым. Фон с освещённой стороны кувшина будет, наверное, немного иным по цвету, его следует написать, может быть, вандиком и ультрамарином (цвет получится плотный, холодноватый). С теневой стороны предмета фон будет похолоднее или посветлее и, может быть, тут следует придать немного краплака. Стол следует написать плотнее по цвету, а возможно и темнее, и дать более контрастный фон. Стол на переднем плане нужно писать широким мазком, иным по цвету, чем мазки на втором плане, чтобы ввести зрителя в центр композиции. Луковицы будут более блестящими, чем глиняный горшок, и их нужно писать с большим прибавлением, допустим, кадмия. Две луковицы похожи друг на друга по цвету, но их нужно писать разными смесями красок: одну – похолоднее, другую – потеплее.
  Если встречаются два предмета, близких по цвету, то их следует писать теми оттенками цвета, которыми они отличаются друг от друга, а не теми, которыми они похожи».
  После присылки данной работы заставляю писать пейзажные этюды, которые они пишут чуть ли не с первого урока, быстрее, но без особых моих наставлений. Теперь же в консультации говорю о композиции пейзажа, об освещении, разнице дневного освещения в комнате и на улице, о вечернем освещении. Как правило, заочники пишут пейзажи более живописно и менее профессионально, чем натюрморты. В дальнейшем, кроме указанного натюрморта, рекомендую выполнить натюрморт из предметов, которые тоже близки по цвету. Например: лук, зелёная кастрюля и огурцы; коричневый кувшин и хлеб на светло-коричневом фоне, или советую написать три коричневых и три зелёных предмета разными оттенками цвета. Задаю также натюрморты с овощами, советую, как их поставить. Рекомендую посмотреть произведения художников, выбирая автора в зависимости от темперамента и умения учащегося.
  В работе над первым натюрмортом у заочника появляется интерес к цветовой композиции и к живописи вообще, потому что данный этюд у него удался больше, чем предыдущий самостоятельный натюрморт. У заочника появляется желание решить композицию натюрморта не только сюжетно, но и в цвете.
  После удачного натюрморта, заданного и разжёванного, заочник пробует скомпоновать постановку и решить этюд в цвете сам. Часто из этого ничего не получается. Но у него уже есть первый заданный натюрморт, «высота», через которую ему хочется перескочить. Это возбуждает желание писать, отдавать себе более ясный отчёт в задачах живописи. Иногда учащийся находит что-то новое, и это его очень окрыляет. Если же предоставить ученика самому себе, не помочь ему узнать свои силы, то процесс обучения очень затягивается. Первый же натюрморт сразу выдёргивает живопись начинающего из прежнего состояния. Неискушённый ученик с помощью рекомендованного педагогом натюрморта скорее встаёт на верную платформу, получает ряд практических знаний, ставит до некоторой степени глаз, что очень важно. Основная моя мысль на этом этапе – заставить учащегося как можно внимательнее относиться к соединениям красок, чтобы он накапливал эти соединения красок и запоминал их; чтобы не затирал цвет, а писал мазком; чтобы умел использовать шкалу от самых тёмных до самых светлых красок; чтобы он не разбеливал и не темнил натюрморты в цвете, но писал как можно светлее и ярче. По большей части эти упражнения приводят к некоторой пестроте, но всё же учащийся начинает искать цвет, старается раскладывать цвет по форме и передавать объём предмета, фон тоже освежает, стол пишет более плотно.
  Вот пример консультации, в которой я стараюсь помочь ученику преодолеть раскраску в этюде: «Натюрморт недостаточно хорош: три морковки не связаны по цвету с мясом, потому что вы их написали одинаково оранжевыми. Каждый предмет раскрасили по отдельности. Это не годится. Вам необходимо написать быстрые этюды натюрморта, взяв три-четыре предмета, либо контрастных по цвету, либо с одним ярким предметом и несколькими более мягкими. Здесь Вам надо будет всё внимание уделить заполнению плоскостей фона поверхности стола, понаблюдать свет, тень на предметах. Писать нужно очень широкой кистью № 16–18, прокладывая свет, тень. Причём каждую тень надо писать своим оттенком цвета, составляя его из других красок, отличающихся от красок, которыми написаны предыдущие тени.
  Прежде чем написать натюрморт, внимательно посмотрите на него и определите, какую поверхность Вы напишете и какими сочетаниями красок.
  Вам необходимо избавиться от “мыла”. Вы хороший живописец, но у Вас дурная привычка. Советую Вам смешивать краски между собой лишь слегка, так, чтобы в мазке на холсте каждая краска как бы светилась. Цвет получается живой и окончательно объединяется только на холсте, а не на палитре.
  Как можно больше накапливайте оттенков цвета. Удачное сочетание красок запоминайте. Так делают все большие художники. Постепенно у Вас вырабатывается своя гамма, свои любимые сочетания красок, и их нужно всё более и более разширять. Добивайтесь того, чтобы весь холст как бы “дышал цветом“, чтобы не было мест, словно замазанных замазкой. Белильность или темнота в натюрморте получается только оттого, что натюрморт либо неверно решён в тоне, либо недостаточно хорошо решены сочетания оттенков цвета»...


Н.Т. Сорокина

Полностью статью можно прочитать в журнале «Золотая палитра» №1(16) 2017

© 2009 - 2025 Золотая Палитра
Все права на материалы, опубликованные на сайте, принадлежат редакции и охраняются в соответствии с законодательством РФ. Использование материалов, опубликованных на сайте, допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал, до или после цитируемого блока.