• Главная
  • •
  • Журналы
  • •
  • Распространение
  • •
  • Редакция

Русское искусство

К.С. Петров-Водкин: через Африку к «скифству»


К.С. Петров-Водкин. Африка. Олеандр. Х., м. 37х48 © Пермская государственная художественная галерея


  ...С мая 1906 года, вскоре после путешествия по Италии, К.С. Петров-Водкин уезжает в Париж и учится в частных студиях. Через год упорной работы, в середине апреля 1907 года, Кузьма Сергеевич, разочаровавшийся в Париже и французах, совершает двухмесячную поездку по французским колониям в северной Африке – Алжиру и Тунису, от которой ожидает многого. Поездка в Африку была для него «экзаменом приобретённого в Париже» и в каком-то смысле бегством из «пекла бестолковой человеческой жизни», он хотел «стряхнуть с себя лишнее, накопившееся в этом необъятном по грохоту и глупости и интересу городе». В 1910 году свой рассказ об этой поездке Кузьма Сергеевич начинает такими словами:
  «Весной ранней, когда зазеленели газоны Люксембургского сада, пришла ко мне неотвязная мысль об оторванности моей от земли.
  Не поверилось пенящимся юбкам монмартрских красавиц, не поверилось сотням полотен раскрашенных мыслей Дворца Искусства.
  Допевались усталыми, прекрасно начатые песни Гогена и Сезанна.
  Искали форму потерявшие Истину.
  На огромной наковальне, казалось, гномы выстукивали перебранную песенку, и она, сливаясь в хор, разрасталась нудной, длинной сплетней на стенах Champs de Mars,a.
  Забылось что-то ценное, надо было найти или припомнить забывшееся…». Что же хотелось «припомнить» из «забывшегося» Кузьме Сергеевичу?
  К.С. Петров-Водкин являет собой провозвестника новой волны культурного обновления, которая идёт на смену европейской цивилизации. Уже в 1932 году художник скажет: «…кризис мировой и есть кризис механической цивилизации, которая изжила себя…». Но он не только констатировал смерть «механической цивилизации», он слышал «поступь» новой культуры, «культуры планетарно-органической», «идущей на смену античной», и самым непосредственным образом, своим творчеством, участвовал в формировании её. По мысли автора книги «Третья волна» Э.Тоффлера, «в ХХ веке происходит смена индустриальной цивилизации постиндустриальной и по многим признакам последняя несёт в себе черты сходства с первой волной, т. е. с земледельческой цивилизацией». Завершение каждого типа цивилизации связано с актуализацией того, что было вытеснено в подзознание культуры Именно эта актуализация вытесненного на периферию духовного опыта и происходила в ХХ веке, что и стимулировало новую жизнь архаических форм. К.С. Петров-Водкин, как и многие деятели культуры в начале 1900-х годов, представляется, по выражению Б. Лившица, мчащимся «в облаке радужной пыли диким всадником, скифским воином, обернувшимся лицом назад и только полглаза скосив на Запад – полутораглазым стрельцом»...
  К.С. Петров-Водкин чувствует острую необходимость обновления искусства, но не совсем чётко представляет, в чём оно должно заключаться. В Париже Кузьма Сергеевич писал «скорее в подцветку, чем цветом». Но ещё итальянские впечатления, встречи с «мадоннами» Беллини восхитили его светоносностью цвета. Он ищет солнца, а не приглушённых полутонов и светотеней. «Тени – слуги, объявляющие о приходе короля, но я не вижу солнца – короля» – эти слова Гогена как нельзя лучше объясняют смысл колористических поисков Петрова-Водкина. Импрессионисты, с произведениями которых художник знакомится в Париже и даже создаёт несколько этюдов в импрессионистической манере, не устраивают его. В их произведениях «чистые краски гаснут и грязнят картину» из-за того, что каждый мелкий мазок основного цвета требует своего соседа – дополнительного, а сосед, в свою очередь, потребует следующего» и так до бесконечности, и «картина оплощается, становится монотонной расцветка, объекты изображений беспомощно распыляются по холсту». И Петров-Водкин едет навстречу солнцу – «отцу нашему, родящему цвет и заливающему цветом формы земли и человека». В этих словах – творческая программа художника. Именно Африка «прочистила» его «цветовой аппарат»: «Какие дивные вещи есть на земле. Целые леса платанов, бамбуковых пальм, кокосовых, завитых лианами и филодендронами… Какая красота… руки опускаются – хочется только смотреть и вдыхать – так всё стройно, разнообразно, таким слабеньким себя чувствуешь, чтоб выразить хоть одну чуточку этой вечной красоты, рождённой под раскалённым солнцем… И вот среди этих чудес застынешь и молишься. Кому-то неведомому рождается великая благодарность и восторг», – сообщает художник матери из Алжира...


В.И. Бородина
заведующая Хвалынским художественно-мемориальным музеем К.С.Петрова-Водкина ХХМ
заслуженный работник культуры РФ

Полностью статью можно прочитать в журнале «Золотая палитра» №2(13) 2015

© 2009 - 2025 Золотая Палитра
Все права на материалы, опубликованные на сайте, принадлежат редакции и охраняются в соответствии с законодательством РФ. Использование материалов, опубликованных на сайте, допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал, до или после цитируемого блока.