• Главная
  • •
  • Журналы
  • •
  • Распространение
  • •
  • Редакция

Декоративно-прикладное искусство

Восточные влияния в оформлении копенгагенского фарфора


Арнольд Крог. Ваза. 1887. Фарфор, роспись подглазурная


  В конце XIX – начале XX века королевская копенгагенская мануфактура заняла ведущую позицию среди фарфоровых предприятий Европы. Одной из важнейших причин этого стало творческое переосмысление влияний искусства Востока. Большая заслуга в обретении датской мануфактурой нового статуса принадлежит Арнольду Крогу (1856–1931). В 1880 г. он окончил Академию художеств в Копенгагене. Будучи студентом, Крог принимал участие в оформлении интерьеров дворца Фредериксборг (Frederiksborg). В 1882 г. он направился в Италию, где в течение одного года изучал искусство Ренессанса, а также выполнял рисунки и живописные работы, изображающие итальянские пейзажи.
  В 1885 г. Крог становится художником Королевской Копенгагенской мануфактуры. В первые же дни пребывания на этом предприятии он увидел фарфоровые предметы, в результате созерцания которых у него возникло состояние вдохновения. Это были изображения иммортелей. Первоначально этот вид декора возник в Мейсене в XVIII веке. Этот флоральный декор выполнялся под влиянием китайского фарфора эпохи Мин (1368–1644), главной особенностью которого стала подглазурная роспись одной единственной синей краской (кобальтом). Позднее Крог писал об этом своём впечатлении: «Я смотрел на эту прекрасную гладкую поверхность с её очаровательной белизной и чудесной росписью цвета индиго... Это был тот фарфоровый предмет, который открыл мои глаза в новый мир». С этого времени основополагающим методом работы с фарфором для Крога станет подглазурная роспись кобальтом.
  В последней трети XIX века в искусстве Европы проявилось японское влияние . Одной из причин этого является то, что, закрытая в течение долгого времени страна, в 1868 г. Япония открыла свои порты для европейцев.
  Для художников Дании особое значение имела публикация в 1885 г. книги Карла Мадсена «Японское искусство живописи», в которой автор с восхищением анализирует специфику восточных изобразительных мотивов: «...птица на ветке, пара мышей, растение или рыба могут быть часто достаточными для них... или пара цапель, мокрых и согнувшихся под листьями лотоса...». Как мы убедимся позднее, именно эти образы стали источником вдохновения для Крога...


Т.Д. Карякина
доктор искусствоведения
профессор МГУ им. М.В. Ломоносова

Полностью статью можно прочитать в журнале «Золотая палитра» №1(12) 2015

© 2009 - 2025 Золотая Палитра
Все права на материалы, опубликованные на сайте, принадлежат редакции и охраняются в соответствии с законодательством РФ. Использование материалов, опубликованных на сайте, допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал, до или после цитируемого блока.