• Главная
  • •
  • Журналы
  • •
  • Распространение
  • •
  • Редакция

Музеи России

Создатель написанных спектаклей»

Григорий Шилтян и его коллекция в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина


Г.И. Шилтян. Автопортрет. Х., м. 70х60 © ГМИИ им. А.С. Пушкина


  Мало кому из любителей искусства в России сейчас известно имя художника Григория Ивановича Шилтяна (ит. Gregorio Sciltian; 20.08.1900 – 01.04.1985). Его творчеству не посвящено ни одного значительного труда на русском языке, несмотря на то, что Шилтян был заметной фигурой в художественном мире Европы XX столетия.
  Он неоднократно принимал участие в Венецианской и Римской биеннале, выставлялся в Осеннем салоне в Париже, его персональные выставки проходили в Риме, Милане, Париже, Нью-Йорке, Москве. Работы Григория Шилтяна ещё при его жизни приобретались для крупных европейских музеев и частных собраний, а критики и искусствоведы писали о них статьи и монографии. Шилтян тесно общался с представителями творческой интеллигенции своего времени. В круг его знакомств входили художники: Джорджо де Кирико, Пабло Пикассо, Диего Ривера, Фернан Леже, Лев Зак, Александр и Николай Бенуа, Валентина Ходасевич; писатели – Максим Горький и Михаил Шолохов; историки искусства – Роберто Лонги и Павел Муратов. Просто в отличие от большинства своих коллег по цеху – русских художников-эмигрантов, Григорий Шилтян не встал на путь поисков модернизма, не примкнул ни к одному из его течений. Он остался верен реалистической живописи, поэтому оказался в стороне от определяющих направлений в искусстве прошлого века.
  Григорий Шилтян родился и начал свой творческий путь в Ростове-на-Дону (Нахичевань). Он происходил из обеспеченной армянской семьи (отец был нотариусом, мать – дочерью крупных промышленников, получил хорошее классическое образование и в довольно раннем возрасте решил посвятить себя живописи. Обучался в течение года в Художественной школе А.С. Чиненова и уже с 15 лет начал выставлять свои работы, сначала на школьных показах, а затем и на выставках Ростовско-Нахичеванского общества изящных искусств и Союза художников-армян. Первые произведения были написаны в активно развивающемся тогда стиле кубофутуризма, которым Шилтян увлёкся на короткое время.
  В 1917 году Григорий Шилтян несколько месяцев занимался в Академии художеств в Петрограде. После Октябрьской революции уехал в Грузию, а затем через Крым в Константинополь. Так начались европейские скитания художника. Он переезжал с места на место в надежде устроиться и прошёл через все трудности эмигрантской жизни – тоска по Родине, нужда, бесконечные поиски работы и случайные заработки. В то же время Шилтян всё больше проникал в космополитическую культурную среду Европы. В Вене он посещал занятия в Академии изящных искусств, знакомился с мировым художественным наследием в многочисленных музеях, и, в результате, окончательно вернулся к классическому изображению. В Берлине, куда он переехал в 1922 году, Шилтян открыл мастерскую совместно с художниками Львом Заком, Филиппом Гозиасоном и Романом Крамштичем на Моцштрассе.
  Однако, как и многие живописцы, Григорий Шилтян мечтал побывать в Италии. Эта страна всегда привлекала его своей историей, природой и, прежде всего, богатыми традициями в искусстве и культуре. Поэтому в 1923 году после свадебного путешествия в Монако, Григорий вместе с женой Еленой (урожд. Боберман) отправился в Рим. Шилтян открыл здесь свою студию на площади Кампо де Фиори. Рим с его старинной барочной атмосферой и «живописной захватывающей жизнью, пульсирующей вокруг» очаровал художника и оказал решающее влияние на формирование его собственного стиля. Шилтян с упоением изучал шедевры великих мастеров прошлого, в особенности привлекали его произведения Караваджо и фламандских живописцев, наблюдал за колоритными персонажами на римских улицах – помпезными кардиналами в алых мантиях, крестьянами в национальных костюмах, местными торговцами рыбой и зеленью, цветочницами, некоторые из них становились героями его картин.
  В 1926 году состоялась первая персональная выставка Шилтяна в галерее братьев Брагалья, которая принесла художнику огромный успех. Реалистические портреты и натюрморты Шилтяна высоко оценили итальянские критики во главе с Роберто Лонги и стали покупать частные коллекционеры. Затем последовал Париж (1927–1932) с участием в Осеннем салоне и персональной выставкой в галерее «Ренессанс» и Брюссель, где прошла Выставка русского искусства (1928), организованная А.Н. Бенуа и С.П. Дягилевым, после которой Шилтян получил уже международное признание. Дарование художника отметили и коллеги из «Мира искусства». Сообщая о брюссельской выставке Ф.Ф. Нотгафту, Мстислав Добужинский писал: «Дягилев отметил работы Шилтяна (это молодой и очень талантливый художник)»...


Инна Войтова
младший научный сотрудник Отдела личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина

Полностью статью можно прочитать в журнале «Золотая палитра» №1(12) 2015

© 2009 - 2025 Золотая Палитра
Все права на материалы, опубликованные на сайте, принадлежат редакции и охраняются в соответствии с законодательством РФ. Использование материалов, опубликованных на сайте, допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал, до или после цитируемого блока.