• Главная
  • •
  • Журналы
  • •
  • Распространение
  • •
  • Редакция

Добрые дела

Творчество Екатерины Михайловны Беляковой (1892–1980)


Иллюстрация Е.М.Беляковой к сказке Х.К.Андресена «Пастушка и трубочист»


  В 2014 году приходом Храма Спаса Нерукотворного Образа Андроникова монастыря подготовлена к печати книга сказок Х.К.Андерсена с иллюстрациями Е.М.Беляковой. Мы будем признательны всем, кто поможет издать эту замечательную книгу. Обращаться можно в редакцию журнала «Золотая палитра» или к секретарю Храма Г.В.Хлопковой, написав по адресу: anmo3ga@gmail.com.

  Пути развития отечественного искусства в XX веке складывались драматично, контрастно. Это и понятно, поскольку искусство – своего рода проекция духовной жизни общества, напоминающая большое разбитое зеркало, каждый фрагмент которого отражал свои идеи, убеждения. Апогей раздробленности художественных идеологий приходится на 20-е годы прошлого столетия. В водовороте исканий на поверхность вырываются одновременно совершенно разные, порой противоположные тенденции. Позиции наиболее полярных, активно утверждавших свою идеологию флангов на сегодня хорошо известны, изучены. Значительно меньше известно о группах и отдельных художниках, не участвовавших в активной борьбе и не разделявших крайних взглядов. В число таких групп, в первую очередь, следует включить литературно-художественное объединение «Маковец» (так назывался холм, на котором в XIV веке преподобный Сергий Радонежский основал святую обитель, впоследствии – Троице-Сергиеву лавру). Инициатором объединения был уже известный тогда художник Николай Чернышёв; название же предложил один из идеологов объединения – Сергей Романович. В объединение входили художники: П.Бромирский, Л.Жегин, С.Герасимов, К.Зефиров, М.Родионов, Н.Синезубов, А.Фонвизин, В.Чекрыгин, А.Шевченко; несколько позже присоединились Л.Бруни, К.Истомин, а также ряд учеников ВХУТЕМАСа, среди которых были Е.Белякова, В.Рындин, Р.Флоренская. Объединение не было однородным, просуществовало недолго – с 1922 по 1926 год, организовало четыре выставки, издало два номера журнала «Маковец». Тем не менее, это своеобразная и интересная страница в истории нашего искусства.
  Кружок единомышленников, по свидетельству Н.Чернышёва, начал складываться ещё в стенах Училища живописи, ваяния и зодчества; объединяющим началом была любовь к древнерусскому искусству и интерес к трудам русских мыслителей – В.Соловьёва, Н.Бердяева, П.Флоренского. Что касается Флоренского, выдающегося философа, богослова, учёного-энциклопедиста, то позднее он сам стал членом общества «Маковец», публиковал статьи в одноимённом журнале, поддерживал объединение.
  Члены общества не приветствовали, но и не отвергали различий художественного языка, считая этот вопрос второстепенным. Главным для них было восстановление в искусстве духовного начала, этической чистоты как основной черты национальной русской традиции в культуре. Маковчане пытались утвердить идеи «нового реализма», поскольку в их понимании борьба за реализм была борьбой за истину. Сам термин «реализм» они понимали более широко – в части формы, и, более конкретно, в части цели: «...только искренность спасает от ошибок, и только любовь к действительности ведёт к реализму в высшем смысле», – утверждает Романович в своей программной статье «О реализме» (Маковец. М., 1922. № 2).   
  Более определённо роль идеологии «Маковца» для отечественного искусства настоящего и будущего формулирует П. Флоренский в письме «В достохвальный “Маковец”» от 28 марта – 16 апреля 1925 г.: «”Маковец” должен быть маковцем – средоточною возвышенностью русской культуры, с которой стекают в разные стороны воды творчества», далее он определяет идейную устремлённость «Маковца» как «сознание необходимости праведного отношения к жизни, желание и решение пробиваться к реальности», подчёркивает ценность занятой позиции: «Можно говорить о силе или слабости отдельных участников “Маковца”, но нельзя отрицать, что “Маковец” занял маковец, стал на верную позицию и хочет её». Завершает письмо Флоренский словами: «”Маковцу” надлежит быть собирателем русской культуры, как был собирателем русской культуры во всём её объёме основатель Маковца в XIV веке». (См.: Маковец. 1922‒1926: сб. материалов по истории объединения. М., 1994). Это последнее пожелание, конечно же, было не по силам объединению, которое уже через год прекратило своё существование, и об этом интересном явлении в нашем искусстве практически забыли на многие десятилетия.   
  Жизнь и творчество художников складывались по-разному. Изредка проходили кратковременные выставки отдельных забытых или полузабытых художников, некогда входивших в это объединение. Между тем, этическая и художественная позиция маковчан, несомненно, представляет особый интерес для многих художников в наше время – время очередного слома ориентиров в культуре и искусстве. И, видимо, не случайно усилиями сотрудников Государственной Третьяковской галереи была организована в 1994 году первая за 70 лет масштабная выставка произведений художников объединения «Маковец». Выставка пользовалась успехом, посетителей было много, однако серьёзного освещения в прессе она опять же не получила. Тем не менее, многие художники и ценители искусства смогли увидеть незнакомое, но вызывающее неподдельный интерес искусство, открыть для себя новые имена. Одним из таких открытий было и творчество Екатерины Михайловны Беляковой. Большинство посетителей увидели её работы впервые, и лишь узкий круг людей знал и высоко ценил их давно...


Ю.И. Чувашёв
кандидат искусствоведения
Университет печати им. Ивана Фёдорова

Полностью статью можно прочитать в журнале «Золотая палитра» №2(11) 2014

© 2009 - 2025 Золотая Палитра
Все права на материалы, опубликованные на сайте, принадлежат редакции и охраняются в соответствии с законодательством РФ. Использование материалов, опубликованных на сайте, допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал, до или после цитируемого блока.