• Главная
  • •
  • Журналы
  • •
  • Распространение
  • •
  • Редакция

Русское зарубежье

Художественные двойники Н.К.Рериха


Н.К.Рерих. Ведун (Царь). 1921. Бумага на картоне, темп. 61х24. Частное собрание. Россия


  Идея «художественного двойника» впервые появилась в европейской культуре несколько столетий тому назад. Она обрела воплощение первоначально в литературе, а позже и в изобразительном искусстве. Двойник, или по-немецки Doppelgänger, – это важный, существенный персонаж немецкой литературы эпохи романтизма. В нём сосредоточен идеальный и недостижимый образ индивида. Двойник – символ зеркального отражения внутреннего «я» человека. Русская литературная классика привносит своё толкование данному понятию. У Гоголя в повести «Нос» (1833) раздвоение носит физический характер. Достоевский создаёт фантастическую повесть «Двойник» (1846) и идёт дальше Гоголя, делая акцент на психологических особенностях личности. Его произведение строится на конфликте антиподов. У Лермонтова «двойник» выступает в качестве лирического героя. Этот «герой своего времени» имеет богатый внутренний мир, наделён жизненным началом и индивидуальной судьбой.
  Понятие «двойника» становится некоей культурной парадигмой в конце XIX – начале XX столетий. Серебряный век русской культуры высвечивает очертания нового человека, осознающего своё Alter Ego. На данном историческом рубеже возникает и фигура Николая Константиновича Рериха (1874–1947), яркими красками он создаёт на холсте непостижимую человеческую реальность. Художник апеллирует к своему внутреннему миру. Двойник Рериха – это не антигерой, как у Достоевского, а возвышенная личность, воплощённый идеал совершенного человека, уже полностью управляющего своей судьбой. Он отождествляет себя с персонажем на картине, рисует его прошлое и будущее. В качестве примеров художественных двойников можно привести несколько картин и эскизов Рериха: «Ведун» (1921), «Последний король» (1922), «Свет небесный» (1931). Эти работы наглядно демонстрируют модель построения духовного бытия художника.
  Первая из них, «Ведун», является одной из самых значительных работ Н.К.Рериха, относящихся к серии эскизов для оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка». Опера была поставлена чикагской «Опера Компани» («Opera Company»), премьера состоялась 16 ноября 1922 года. О важности данной работы свидетельствует факт её воспроизведения в альбоме А.В.Ярёменко «Николай Константинович Рерих» (1931), который вышел в свет при жизни художника. Среди десятков эскизов, выполненных Рерихом по заказу чикагской Оперы, для публикации был выбран именно этот.
  В ряду оперных произведений Римского-Корсакова «Снегурочка» – явление особое. Она принадлежит к числу «солнечных опер» композитора [Подробнее см.: Яковлева Е. Театрально-декорационное искусство Н.К.Рериха. Самара: Агни, 1996. С. 28]. В основу произведения положена одноимённая сказка А.Н.Островского. Идейным содержанием оперы стало претворение древнеславянского культа Весны и Солнца в народном, бытийном сознании. Солнце, связанное с Ярилой – мифологическим персонажем умирающего и воскресающего бога, венчает устроение природного космоса, пронизанного пантеистическим духом. Чувство слияния с природой достигает своей цельности и полноты в образе Снегурочки, которая в момент таяния, с нарастанием весеннего тепла, трепещет в радостном порыве космической любви.
  Разработка декораций к опере «Снегурочка» имеет многолетнюю историю. Рериха и Римского-Корсакова связывала крепкая дружба, которая наилучшим образом проявилась в их творческом союзе. Художник за свою жизнь четыре раза обращался к созданию декораций и костюмов для различных оперных и драматических постановок «Снегурочки». Самая первая постановка была предпринята парижским театром «Opéra comique» (1908). Эскизы декораций, предложенные Рерихом, были отклонены руководством театра, тем не менее некоторые из них сохранились: «Лес» (Театральный музей им. А.А.Бахрушина) и «Ярилина долина» (Ярославский художественный музей); они написаны как настоящие пейзажи. Эскизы для второй постановки «Снегурочки» были разработаны Рерихом по заказу Русского драматического театра А.К.Рейнеке (1912). Здесь, так же как и в первом случае, в эскизах художника царит одухотворение природы. Следующую, третью постановку, осуществил старейший лондонский оперный театр «Ковент-Гарден» (1919). Рерих работал над эскизами, будучи в Англии, в начале своего зарубежного периода жизни. В то время он намеревался отправиться путешествовать по Индии. Возможно поэтому его Лель так похож на индийского бога Кришну.
  Последняя для художника постановка оперы «Снегурочка», как уже отмечено, была предпринята в США, подготовка к премьере заняла более года. В августе 1921-го Рерих получил заказ на исполнение декораций и костюмов от руководства «Опера Компани», одного из ведущих музыкальных театров Чикаго. В это время он находился в Нью-Йорке, периодически совершая турне по американским городам со своей персональной выставкой. Работа над костюмами к опере «Снегурочка» стала настоящим творческим взлётом. Было исполнено более 50-ти эскизов, причём в совершенно новой интерпретации. В своих решениях художник отходит от мира языческой Руси. Персонажи приобретают неславянские черты, в них смешиваются разнородные элементы внешних культурных влияний: от Византии (царь Берендей и весь его придворный быт), и даже Востока (торговый гость Мизгирь, Весна из тёплых стран), до Севера (Мороз, Снегурочка) [Там же. С. 91-92].
  Первоначально эскиз «Ведун» находился в собрании Музея Николая Рериха в Нью-Йорке, на что указывает список произведений художника, опубликованный в большой американской монографии «Рерих. Гималаи» (1926). Название его в монографии приведено как «A Wizard», по-русски «Колдун», «Знахарь», что несколько искажает смысл старорусского слова «Ведун». В 1920-х годах художник подарил эскиз известному чикагскому врачу и астрологу Корнелии Дебей (Cornelia DeBey, 1860–1948), на протяжении многих лет он поддерживал с ней дружеские отношения (Дебей составляла гороскопы для семейства Рерихов). Название эскиза в альбоме Ярёменко было изменено на «Астролог» («Astrologer»), по всей видимости, в соответствии с занятиями его новой владелицы. Рерих же в своём списке произведений за 1921 год упоминает название работы как «Ведун» (Авторский список, № 33, хранится в Музее Н.Рериха, Нью-Йорк). Через полтора года работа уже фигурирует под именем «Царь» («Tzar») на Объединённой выставке художников, проходившей в феврале 1923-го в Художественном клубе Бостона (Массачусетс, США). Такая метаморфоза, вполне возможно, не случайна.
  Ведун – персонаж оперы «Снегурочка» – выступает одним из наиболее ярких художественных образов. На эскизе он облачён в орнаментальные одежды (орнамент повторяет обереги славян), высокую шапку (ассоциируется с восточным головным убором) и стоит на пригорке в окружении солнца, луны и звёзд. У него длинная борода, а лицо мудреца, ведающего тайнами и движением светил, повторяет черты самого художника. Именно таким, спустя несколько лет, изобразил Н.К.Рериха на портрете его сын, художник Святослав Рерих, – узнаваемые характерные скулы и опущенные глаза. Колорит сакральных одежд и внешний облик ведуна при беглом взгляде наводит на мысль о восточном звездочёте. Конечно же, «Ведун» не имеет ничего общего с портретом или автопортретом художника, это именно художественный двойник. Вероятнее всего, Рерих запечатлел себя в качестве хранителя сокровенных знаний...


Владимир Росов
доктор исторических наук
Государственный музей Востока

Полностью статью можно прочитать в журнале «Золотая палитра» №1(10) 2014

© 2009 - 2025 Золотая Палитра
Все права на материалы, опубликованные на сайте, принадлежат редакции и охраняются в соответствии с законодательством РФ. Использование материалов, опубликованных на сайте, допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал, до или после цитируемого блока.