• Главная
  • •
  • Журналы
  • •
  • Распространение
  • •
  • Редакция

Русское зарубежье

О судьбе русского некрополя в Шанхае


Титульный лист альбома «Русские в Шанхае» (Шанхай: В.Жиганов, 1936)


  История русского некрополя в Шанхае так же трагична, как и судьба его забытых ныне жителей ‒ русских эмигрантов. Разными дорогами и в разное время попали они сюда, но общим для всех была оторванность от Родины, полная неизвестность перед будущим и мечта вернуться домой.
  Шанхай ‒ молодой, шумный и кипучий, поглотил своим бешеным ритмом, грандиозным ростом, многоголосием широких улиц и небоскрёбами. Прошло всего сто лет, как рыбацкая деревушка начала перевоплощаться в современный город, не уступающий своими новостройками и Набережной [(Набережная Шанхая – Банд, Вайтань, находится в центре города, проходит вдоль реки Хаунпу (Вампу)], и ведущим столицам мира.
  В середине XIX века пустынная местность была поделена между тремя великими державами на две части, образовав Международный сеттльмент и Французскую концессию, которые располагались вдоль реки Вампу и тянулись далеко на запад вдоль тростниковых лачуг китайских крестьян. Местные жители покидали свои скромные жилища и переселялись в выделенный им Наньтао – Старый город.
  В 1890-х на северо-востоке в районе Хонкьо была образована японская концессия, пополнив международный список владельцев (американцев, англичан и французов) – арендаторов города на Вампу.
  Приехавшие в Шанхай иностранцы занялись обустройством новой территории, прокладывали улицы, строили дома, разбивали парки. Самыми востребованными считались профессии строителя и коммерсанта.
  История пребывания русских в Шанхае начинается с 1860 года, когда в порт стали заходить русские торговые и военные суда. Для регистрации российских подданных и выдачи судовых документов здесь было открыто внештатное консульство. Спустя несколько лет сюда устремились купцы, которые закупали чай и шёлк, а в Китай привозили традиционные русские товары. К началу ХХ века русская колония начала прирастать за счёт офицеров и моряков, участвовавших в русско-японской войне. Некоторые из них после лечения оставались здесь и работали в различных учреждениях. Интересы России в Восточном Китае привели к тому, что в Шанхае в 1917 году было построено собственное здание Российского Императорского Генерального консульства.
  Русская колония насчитывала к этому времени около 2000 человек: это были представители дипломатического корпуса, служащие Русско-Азиатского Банка, отделений КВЖД, крупных чайных и торговых компаний, сотрудники Международной почты и т.д.
  Октябрьская революция и гражданская война в России привели к значительному увеличению русской колонии в Шанхае. Сюда устремились соратники адмирала Колчака и атамана Семёнова, беженцы с Дальнего Востока, казаки из приграничных районов. Оказавшись вдали от Родины без элементарных материальных благ, без гражданства, без возможности возвращения в Россию, русские люди всеми силами пытались наладить свою жизнь. Вчерашние боевые офицеры становились охранниками богатых китайцев и иностранцев, устраивались сторожами, осваивали технические специальности. Звания и награды остались в далёком, бесследно исчезнувшем прошлом. Они ещё долго обращались друг к другу «по-старому», создавали воинские союзы и благотворительные общественные организации.
  Однако трудности не сломили сильных духом русских людей. Шаг за шагом они строили свою новую жизнь. Открывались магазины, фабрики и заводы, работали школы и детские сады, госпитали и дома для престарелых. По вечерам зажигались рампы русских театров, и в переполненных залах допоздна не смолкали аплодисменты. А после спектаклей публика не спешила расходиться и разъезжалась по русским ресторанам и кафе, чтобы подольше побыть всем вместе и не возвращаться в холодные и сырые террас [жилые комплексы на Французской концессии]. В сентябре 1934 г. в газете «Шанхайская заря» была опубликована статья британского корреспондента Марка Грина, которая называлась «Шанхай ‒ столица белых русских в Китае».
  Большой вклад русские эмигранты внесли в развитие местной культуры, обучая китайское население живописи, музыкальной грамоте и балету. В 1937 году в торжественной обстановке был открыт памятник А.С.Пушкину на Французской концессии – первый памятник иностранному поэту в городе. И деньги на его сооружение собрали именно подчас нуждающиеся в куске хлеба русские беженцы, для которых память о любимом поэте была дороже всего.
  Русские всё прибывали и прибывали в Шанхай из разных городов Китая. По данным статистики в 1930-х годах ежегодно здесь проживало около 36 тысяч человек.
  Но редели ряды тех, кто приехал в этот далёкий южный город неведомой страны, покинув родной край. Влажный тропический климат, жара, различные инфекции, болезни, высокое число происшествий ‒ всё это имело негативные последствия для чужестранцев. Росло число международных погостов, которые когда-то размещались на окраинах, но с ростом территории Шанхая оказались в центре жилых кварталов.
  Ещё в 1844 году в Шанхайском Муниципалитете был создан специальный отдел, который занимался поиском места для погребений иностранных жителей Шанхая. Первое международное кладбище Шаньдун было открыто в 1846 г. и находилось рядом с Набережной. Вскоре погребения на нём прекратили и постепенно были открыты Путунгское, Пасенжао, Бабблинг велл, Люкавей, Байкал роад, Мохавк роад, Зикавей, Ханчжао, Хунсяо кладбища. Ни одно из десяти не сохранилось до наших дней.
  Найти какие-либо сведения на эту печальную тему оказалось достаточно трудной задачей. Имеющийся в архиве современной шанхайской полиции большой массив документов и картотека со сведениями о захоронениях иностранцев недоступны до сих пор. Единственным источником информации на сегодняшний день являются иностранные и русские эмигрантские газеты, находящиеся в библиотеке Зикавей [там располагается архивный отдел Шанхайской национальной библиотеки].
  Именно тщательное изучение каждого номера «Шанхайской зари» и «Слова» [ежедневные газеты русской колонии в Шанхае, выходившие с середины 1920-х гг. до середины 1940-х гг.] и помощь сотрудника читального зала г-на Ша помогли мне соединить воедино длинную историю русского некрополя Шанхая.
  Первым в этом ряду стоит кладбище Люкавей на Французской концессии, открытое в 1901 году. Здесь находилось самое большое число русских могил в Шанхае, где покоились останки офицеров и солдат Белой армии, нашедших себе последнее прибежище вдали от Родины. Многие из них умерли, не перенеся тяжёлых последствий от ран, полученных в боях за Россию. Среди них было немало георгиевских кавалеров, и заветная для каждого русского воина чёрно-оранжевая ленточка отмечала таблички на их скромных крестах...


В.Г. Шаронова
кандидат исторических наук
старший научный сотрудник Центра комплексных исследований российской эмиграции ИНИОН РАН

Полностью статью можно прочитать в журнале «Золотая палитра» №1(10) 2014

© 2009 - 2025 Золотая Палитра
Все права на материалы, опубликованные на сайте, принадлежат редакции и охраняются в соответствии с законодательством РФ. Использование материалов, опубликованных на сайте, допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал, до или после цитируемого блока.