• Главная
  • •
  • Журналы
  • •
  • Распространение
  • •
  • Редакция

Зарубежное искусство

Арман Сеген: знакомый незнакомец из Понт-Авена


Арман Сеген. Тихая заводь. Конец XIX в. Х., м. 54,2х45,4. Частное собрание


  Встреча с оригинальным творчеством малоизученного художника прошлого – всегда событие. Особенно, если его наследие не представлено в российских музейных собраниях, литература о нём почти отсутствует в отечественном искусствознании, а зарубежные литературные источники скромны и немногочисленны. Именно такой фигурой предстаёт Арман Сеген (Armand Séguin), французский живописец и график рубежа ХIХ и ХХ веков. В России, да и на родине, художник известен узкому кругу специалистов и упоминается преимущественно в связи с изучением творчества Поля Гогена и деятельностью понт-авенской группы.
  Несмотря на нелицеприятный приговор Джона Ревалда, крупнейшего историка импрессионизма и постимпрессионизма, группе художников Понт-Авена и Ле Пульдю (Ревалд Дж. Постимпрессионизм. М.: АСТ, 2011. С. 203-206. Пер. с англ. П.В.Мелковой), их произведения и их жизнь продолжают занимать и очаровывать не только искусствоведов, но и любителей изобразительного искусства. Живописные и графические работы А.Сегена сегодня находятся в крупных западных коллекциях, а именно в парижском Музее д’Орсэ, Национальном музее Уэльса, в Национальной галерее Австралии, в Музее искусства в Индианаполисе, в Институте искусств в Чикаго, в музее искусств Кливленда и в некоторых других собраниях, в том числе частных. Кроме того, статистика мировых художественных аукционов указывает на возрастающий интерес к этому художнику и другим представителям понт-авенской группы в среде коллекционеров и знатоков искусства рубежа веков. Известно также, что небольшое количество живописных работ А.Сегена было представлено в апреле 1981 года в Художественном центре Дэвидсона в Мидлтауне. А в 1989 году в Музее изящных искусств в Понт-Авене проходила ретроспективная выставка А.Сегена, на которой было показано 14 живописных и акварельных работ, и 63 графических произведения.
  Арман Сеген родился в Париже в 1869 году, вне брака, но был признан отцом, землевладельцем, о чём свидетельствует регистрационная запись о рождении в Архиве города Парижа (Gauguin et L’Ecole de Pont-Aven. Paris: Bibliotheque Nationale, 1989. Р. 66). Очевидно, Сеген получил хорошее образование, так как интересовался литературой, знал английский язык и неплохо владел пером. Каким образом у него возник интерес к живописи, сказать сложно, однако есть сведения, что он посещал занятия в парижской школе изящных искусств и в знаменитой Академии Жюлиана (L’Académie Julian). Также известно, что он общался со многими учениками этой Академии и в Париже, и в Понт-Авене. Так, в 1889 году он был приглашён в группу «Наби», что явствует из письма П.Серюзье к М.Дени (Там же). Однако, постоянно общаясь с членами этого общества, Сеген оставался независимым одиночкой. Очевидно, этот художник имел амбиции, искал свой непростой путь в искусстве. В том же году он познакомился с работами некоторых импрессионистов и синтетистов, в том числе Гогена, посетив выставку в кафе «Вольпини». А также в «Салоне Независимых» увидел работы Сёра, Синьяка, Тулуз-Лотрека и Ван Гога. Он восхищался творчеством последнего, и в сегеновских офортах (первый из них датирован 1890 годом) можно заметить похожие экспрессивные черты.
  Арман Сеген появился в Понт-Авене весной 1891 года. Сблизившись с некоторыми художниками, в частности, со «старыми» учениками Академии Жюлиана – Фoрбс-Роберстоном и Дж. Дональдсоном, а также с Родериком О’Конором, писал небольшие обзоры в местной газете. Последний вскоре стал его другом; вместе они увлечённо осваивали технику гравировки, преимущественно работая над офортами. Вернувшись в Бретань в 1892 году, А.Сеген встречался с О.Ренуаром, К.Амье, Э.Бернаром. В 1893 году провёл несколько месяцев в Париже. Посещая частных коллекционеров, художник интересовался японской гравюрой, был хорошо осведомлён о веяниях современной парижской живописи, увлекался произведениями Боннара и Тулуз-Лотрека.
  Судьбоносное знакомство с Полем Гогеном произошло весной 1894 года в Понт-Авене. Вот как описывает А.Перрюшо эту встречу: «В гостинице “Глоанек” Гоген познакомился с двадцатипятилетним художником Арманом Сегеном, о котором ему рассказывал Серюзье. Мягкий, робкий, несколько даже женственный, Сеген был болен костным туберкулезом – должно быть, из-за этого он и прихрамывал. Изящная простота сочеталась в нём с поэтичной и деликатной душой. Сеген с первой минуты подпал под влияние Гогена (курсив авт.)» (Перрюшо А. Жизнь Гогена. М.: Радуга, 2001. С. 222. Пер. с фр. Ю.Я.Яхниной). Мэтр, только что прибывший с Таити, «посвящённый» и уже широко известный в художественных кругах, начал давать ему уроки. С этого времени Сеген и О’Конор вплоть до последнего отъезда Гогена из Европы много общались, став близкими друзьями, не случайно Гоген звал их посетить вместе Океанию...
  Рассматривая сохранившееся творческое наследие Армана Сегена, можно заметить, что масштаб дарования художника и его личная судьба расставили свои границы и акценты. Сегену, физически ослабленному, существовавшему в крайней нужде, без постоянного места жительства, очевидно, было предназначено оставить свой след в истории искусств, в большей степени – в графике. Его рисунки, офорты, иллюстрации для литературных изданий заслуживают самого серьёзного изучения. В них в равной степени соседствуют оригинальность и профессионализм, тонкость и экспрессия, своя внутренняя нота переживания.
  Доступные для изучения живописные произведения А.Сегена – немногочисленны и рассеяны; их художественные особенности различны и обусловлены постоянным поиском. Тем важнее выявление и анализ каждой из живописных работ французского художника. На одну из них, представленную в статье, обратим более пристальное внимание.
  «Тихая заводь», так условно можно назвать данный холст, – камерный по восприятию и звучанию, но знаковый по своей сути. В стилистическом отношении эта работа стоит между импрессионизмом и синтетизмом художников понт-авенской группы. С одной стороны, это наблюдения-впечатления художника, ассоциирующиеся не только с импрессионизмом, но и с пленэрной живописью барбизонцев: например, натурное, световоздушное построение пространства, отслеживание тональных отношений, применение цветных лессировок. С другой стороны, прочитываются черты синтетизма: фрагментарная композиция, активное обобщение цветовых форм, некоторое стремление к уплощению, приподнятость в цвете. По отдельным признакам есть предположение, что эта работа написана в окрестностях Понт-Авена, возможно, где-то рядом с известным bois d’Amour (роща Любви) у реки Авен с характерно расположенными рядами деревьев...


Н.В. Штольдер
кандидат искусствоведения

Полностью статью можно прочитать в журнале «Золотая палитра» №2(9) 2013

© 2009 - 2025 Золотая Палитра
Все права на материалы, опубликованные на сайте, принадлежат редакции и охраняются в соответствии с законодательством РФ. Использование материалов, опубликованных на сайте, допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал, до или после цитируемого блока.