• Главная
  • •
  • Журналы
  • •
  • Распространение
  • •
  • Редакция

Музеи России

Итальянская скульптура в дворцовых интерьерах Архангельского


Э.Данте. Ганимед с орлом. 1838


      Сколь богато Архангельское красотами
      природы, столь же оно замечательно
      подбором произведений искусства…
      Все его залы так ими наполнены, что
      можно подумать, что находишься в музее…
        Ж. де Лаво
  «Италия златая» и знаменитая усадьба Архангельское, близ Москвы, более двухсот лет были связаны неиссякаемыми флюидами. В судьбах нескольких поколений родовитых княжеских семейств Голицыных и Юсуповых, хозяев поместья, отразились политические и культурные контакты между Россией и Италией.
  Владельцем Архангельского в 1703 г. стал Дмитрий Михайлович Голицын (1665-1737). Знатный дворянин по велению Петра I обучался навигационным наукам в г. Перасто Венецианской республики. Член Верховного тайного совета, «российский Макиавелли», слыл страстным библиофилом. Его богатейшая библиотека «на чужестранных диалектах» содержала и итальянские издания, в частности, сочинения Никколо Макиавелли. У князя находились также картины итальянских живописцев.
  Внук «верховника» ‒ Николай Алексеевич Голицын (1751‒1809), тоже посетил Апеннины (В отделе редких книг ГМУА хранится дорожный альбом Н.А.Голицына «Journal de voyage, commence l`an 1770» (Инв. № РК-18402), где имеются сведения о его путешествии по Италии). Для обустройства своей подмосковной вотчины он привлекал архитекторов, в том числе итальянцев Дж. Тромбара и И.О.Петонди, но ему не довелось завершить создание дворцово-паркового ансамбля. Это блестяще осуществил новый владелец Архангельского ‒ Николай Борисович Юсупов (1750/51‒1831), видный государственный деятель, известный коллекционер и меценат. За долгую жизнь царедворец неоднократно бывал в Италии: в 1776‒1777 гг., во время образовательной поездки по Западной Европе, куда отправился с рекомендациями Екатерины II; позднее как знаток изящных искусств сопровождал «чету графов Северных», великих князей Павла Петровича и Марию Фёдоровну, совершавших Grand Tour, и в 1780-е гг. был почти шесть лет чрезвычайным посланником и полномочным министром в Турине при дворе короля Сардинии Виктора Амедея III, при этом выполнял дипломатические поручения Екатерины Великой в Риме, Неаполе и Венеции.
  Длительные заграничные путешествия, знакомство с ведущими художниками, знание антикварного рынка благоприятствовали полувековой плодотворной собирательской деятельности просвещённого сановника. Значительную часть ценностей он поместил в парадной летней резиденции, сформировав один из лучших частных «мусейонов» не только в России, но и в Европе. Художественные сокровища включали великолепную картинную галерею, изделия декоративно-прикладного искусства, обширную библиотеку, уникальные декорации выдающегося сценографа Пьетро ди Готтардо Гонзага, приехавшего в Россию не без участия князя.
  Произведения пластики занимали достойное место в интерьерах Большого дома, построенного «во вкусе итальянской виллы». Статуи и бюсты преимущественно из замечательного каррарского мрамора на разноцветных колонках, изящные фигурки патинированной и золочёной бронзы на консолях и каминах, отражаясь в зеркалах, придавали необычайную выразительность дворцовым апартаментам. (Находившиеся в имении фамильные богатства Юсуповых в 1918 г. составили основу Государственного музея-усадьбы «Архангельское»; далее – ГМУА.)
  Коллекцию отличает широкий временной диапазон (I в. н. э. ‒ XIX в.) и разнообразие жанров ‒ портретный, исторический, анималистический. Скульптурное собрание насчитывает свыше двухсот предметов: антики (Подробнее о древностях см.: Евдокимова В.А. Князь Н.Б.Юсупов и его собрание античной скульптуры // Судьбы музейных коллекций: материалы VI Царскосельской науч. конф. СПб., 2000. С. 85‒88; Скульптурное собрание князя Н.Б.Юсупова // «Учёная прихоть». Коллекция князя Николая Борисовича Юсупова: каталог выставки. М., 2001. Т. 1. С. 210-214; Т. 2. Ил. С. 175‒187) (их разместили в специально устроенном Античном зале, где плоский потолок расписан в виде иллюзорного свода в подражание древнеримским архитектурным сооружениям), немногочисленные творения мастеров Возрождения и XVII века. Преобладают же работы признанных итальянских и французских ваятелей ‒ современников Н.Б.Юсупова: А.Кановы, К.Альбачини, Дж. Франки, Фр. Ригетти, М.-А. Колло, Ж.-Д.Рашетта, знавших его лично или через комиссионеров. Интерьерная пластика зафиксирована в рисованном альбоме-каталоге «Мраморы» (Мраморы: альбом-каталог зарисовок со скульптуры и произведений прикладного искусства. [1828] // ГМУА. Инв. № ГФ-1016) и значится в дворцовых описях...


В.А. Евдокимова
независимый исследователь

Полностью статью можно прочитать в журнале «Золотая палитра» №2(9) 2013

© 2009 - 2025 Золотая Палитра
Все права на материалы, опубликованные на сайте, принадлежат редакции и охраняются в соответствии с законодательством РФ. Использование материалов, опубликованных на сайте, допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал, до или после цитируемого блока.