• Главная
  • •
  • Журналы
  • •
  • Распространение
  • •
  • Редакция

Шедевры музеев России

«НЕМЕЦКИЙ ДУХ» В РАДИЩЕВСКОМ МУЗЕЕ


Нюрнбергский мастер середины XV в. Благовещение. Рождество Богоматери (двусторонняя). Дерево, темпера, масло. 158х105х8. © Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева


  Идея создания музея в Саратове пришла его основателю, художнику и коллекционеру А.П.Боголюбову (1824–1896) в Германии, в Дюссельдорфе. Там он учился в 1859 году в ателье Андреаса Ахенбаха (1815–1910), где познакомился с художником-пейзажистом Александром Михелисом (1823–1868), собиравшем коллекцию, чтобы открыть музей в своём родном Мюнстере (Вестфалия). «Мысль Михелиса не покидала меня, и если я основал Радищевский музей, то ему обязан», – пишет Боголюбов в автобиографических записках(Боголюбов А.П. Записки моряка-художника/сост. Н.В.Огарёва. 2-е изд., испр. и доп. Самара, 2006. С. 11). Саратовский Радищевский музей, распахнувший свои двери в 1885 году, стал первым общедоступным художественным музеем в России.
  А.П.Боголюбов не был богатым человеком и занимался собирательством соответственно со своими возможностями. Произведения старых мастеров – живопись, скульптура, предметы прикладного искусства – приобретались им в антикварных лавках Европы. Картины современных мастеров, как правило, работы его друзей и коллег, Боголюбов покупал, а чаще получал в подарок или в обмен на свои работы. Коллекция немецкого искусства формировалась на протяжении всей истории музея, пополняется она и в настоящее время. В её составе картины, рисунки, гравюры, старинные книги, скульптура, предметы прикладного искусства.
  Алтарные картины на дереве ХV века – редкость для музейных собраний России. «Складень с младенцем и святыми» швабского мастера конца XV cтолетия из города Ульма – единственный полностью сохранившийся памятник, постоянно находящийся в экспозиции музея. Первоначальная его структура была иной – алтарь состоял из трёх створок. В 1879 году в Императорском Эрмитаже была проведена традиционная для того времени операция по переводу живописи с обветшалой доски на новое основание. Реставратор «расслоил» двусторонние боковые створки, и теперь мы одновременно видим живопись внешней и внутренней частей алтаря. На «праздничной» стороне – «Явление Богоматери как Царицы Небесной с предстоящими св. Варварой и св. Доротеей». Изящные фигуры, нежные, задумчивые, слегка меланхоличные лица, чуть манерные движения святых дев – воплощение воспетого средневековой литературой идеала «Прекрасной Дамы». Эта куртуазная поэтичность смягчает строгую величественность молельного образа. Живопись внешней стороны створок с изображением Св. Иакова Старшего и Св. Валентина подчёркнутой сдержанностью и простотой оттеняет торжественность центральной части. Складень был подарен к открытию музея известным коллекционером А.В.Звенигородским (1837–1903). Хотя он собирал главным образом византийские эмали, и немецкое искусство находилось на периферии его интересов, от него поступил также ряд старых немецких гравюр.
  Автором двусторонней створки «Благовещение» и «Рождество Богородицы», записанной в музейный инвентарь как произведение нидерландского художника XVI века, в настоящее время считается немецкий мастер середины XV столетия из города Нюрнберга. Она не только самая ранняя из немецких алтарных картин, но и выделяется своими большими размерами. Алтари с такими створками обычно считаются «главными алтарями» церкви. Праздничная сторона – «Благовещенье». Кажется, прихожане храма, предстоящие перед этим образом-ангелом, благословляющим Святую Деву, сложившую в молитве руки, слышали звуки торжественного гимна, написанного на свитке «Радуйся, благодатная, Господь с Тобою». На будничной стороне написана сцена «Рождество Богоматери». Так как изображения на обеих сторонах доски посвящены Деве Марии, полиптих, частью которого была наша створка, скорее всего, находился в церкви, освящённой во имя Богоматери. В музей она поступила в 1920 году, ранее находилась в коллекции князя Павла Петровича Вяземского (1820–1888). Историк литературы, археограф, библиофил, он обладал уникальной коллекцией немецких алтарных досок, которые, как и другие произведения доренессансной эпохи искусства Северной Европы, большинству его современников казались грубыми, варварскими. Видимо, коллекционера привлекала в них сила и глубина религиозного чувства, сближавшая эти произведения с древнерусской живописью и литературой...


Т.Е. Савицкая
заведующая отделом зарубежного искусства Саратовского государственного художественного музея имени А.Н.Радищева

Полностью статью можно прочитать в журнале «Золотая палитра» №1(8) 2013

© 2009 - 2025 Золотая Палитра
Все права на материалы, опубликованные на сайте, принадлежат редакции и охраняются в соответствии с законодательством РФ. Использование материалов, опубликованных на сайте, допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал, до или после цитируемого блока.