• Главная
  • •
  • Журналы
  • •
  • Распространение
  • •
  • Редакция

Религиозное искусство

Иконописец Наталия Шелягина


Царские Врата центрального инокостаса Храма Семи Вселенских Соборов Свято-Данилова монастыря. 1987–1988. Дерево, темпера. Иконописец – Н.Шелягина


  Вспоминая труды талантливого художника – иконописца Наталии Дмитриевны Шелягиной (1947–2006), невольно погружаешься в то, уже ушедшее, но по-прежнему волнующее время – 70-е годы прошлого столетия, когда и начинался её творческий путь. Сегодня привычно звучит словосочетание «современное церковное искусство». Сотни профессиональных художников трудятся над восстановлением и реставрацией храмов и монастырей, над возведением и благоукрашением новых церквей и часовен. Во многих специальных учебных заведениях созданы кафедры и отделения церковно-исторической живописи и иконописания. Отрадно наблюдать действительное возрождение отечественного церковного искусства, причём не в тех академических формах, в которых оно было прервано Октябрьской революцией, а в формах подлинно традиционных, сложившихся на Руси в X–XVI вв.
  В течение десятилетий культивирования в нашей стране атеистического мировоззрения у наиболее одарённых студентов–художников подспудно вызревало убеждение в высочайшем уровне искусства Древнерусской иконописи, которую они постоянно изучали по книгам и музеям и наблюдали несопоставимость с ним увядшего академического ремесла, демонстрирующего внутреннюю фальшь и пафосную иллюстративность. К концу шестидесятых годов эта убеждённость в среде молодых художников стала весьма распостранённой. И это нашло выражение в 70–90-х годах XX века.
  Юность Наталии Шелягиной и формирование её как художественной личности пришлись на шестидесятые годы, известные так называемой «хрущёвской оттепелью», которая завершилась бессмысленным и последним в ушедшем столетии атеистическим погромом, закрытием свыше половины действующих церквей, почти всех монастырей и разрушением старинных храмов по всей стране. Глава государства в волюнтаристском запале пообещал показать в 1980 году «последнего попа». Но как не удивительно, всё это привело к совершенно противоположному эффекту. К церкви потянулись образованные молодые люди: филологи, художники, математики, музыканты, физики, историки и т.д. Они как бы смутно ощущали, что удары наносятся по самой корневой системе народной души, и считали, что их долг – быть там, на защите самого ценного, чем мы живём и дышим.
  Шёл 1966 год. Наталия, закончив с отличием школу, поступает на монументальное отделение Московского высшего художественно-промышленного училища (бывш. Строгановское). Здесь, в МВХПУ, в порядке выполнения учебного задания она пишет первую свою икону (копию) «Вход Господень в Иерусалим» в древней технике яичной темперой по левкасу, на доске с ковчегом. Работая над этим заданием и стремясь постигнуть все тонкости технологии иконописи, Наталия по собственной инициативе дополнительно консультируется с крупнейшим художником-реставратором А.Н.Овчинниковым. Копия в результате получилась столь удачной, что на семестровом просмотре комиссия взяла её в фонд, и в течение нескольких лет эта икона висела в помещении кафедры училища.
  Вскоре Наталия переходит на художественный факультет Московского полиграфического института, который был в то время наиболее свободным и терпимым к творческим поискам студентов, в нём были живы ещё традиции ВХУТЕМАСа. В 1973 г. она успешно закончила этот полюбившийся ей институт.
  Иконопись её неуклонно притягивала. Чтение малодоступной тогда религиозной литературы, знакомство и беседы с людьми, уже имеющими религиозный опыт, воцерковлёнными, ускорили её духовное становление. Эти взгляды полностью разделялись также и её мужем, однокурсником, будущим известным иконописцем и священником Вячеславом Савиных. Православие стало их естественным мировоззрением, явило ясное представление о цели и полноте жизни. Обретя однажды веру, они уже никогда не были подвержены ни колебаниям, ни сомнениям в духовном отношении: вне веры жизнь утрачивала не только интерес, но и какой-либо смысл.
  Вскоре после окончания института Наталия приступает к написанию первой своей настоящей иконы – «Спас Нерукотворный», в качестве образца берётся русская икона XVI века...


Ю.И. Чувашев
кандидат искусствоведения

Полностью статью можно прочитать в журнале «Золотая палитра» №1(8) 2013

© 2009 - 2025 Золотая Палитра
Все права на материалы, опубликованные на сайте, принадлежат редакции и охраняются в соответствии с законодательством РФ. Использование материалов, опубликованных на сайте, допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал, до или после цитируемого блока.