• Главная
  • •
  • Журналы
  • •
  • Распространение
  • •
  • Редакция

Искусство СССР

«Там всюду след души моей…»


В.Н.Челинцова за работой над картиной. Челябинск. 1936. Фото. ©Хвалынский художественно-мемориальный музей


  Моё заочное знакомство с Валентиной Николаевной Челинцовой (1906–1981) состоялось в детстве. Мне подарили книгу Д.Нагишкина «Айога» с яркими иллюстрациями, и позже мои школьные представления о народах Севера на уроках истории и географии прочно базировались на этих книжных образах. Конечно, тогда я не задумывалась о том, чьими глазами я учусь постигать мир, связывать в целое отдельные предметы, ощущать взаимосвязь явлений, и не знала, что художник-иллюстратор многих моих детских книг и журнала «Мурзилка» – моя землячка. И только позже, когда летом 1979 года познакомилась в Хвалынске с Валентиной Николаевной, я соединила образ улыбчивой и доброй художницы с мягкими и тёплыми цветами детских впечатлений.
  К сожалению, лето моего очного знакомства с Валентиной Николаевной – последнее лето её хвалынской жизни. В этот год она продала свою знаменитую дачу-мастерскую в Хвалынске, в которой были написаны замечательные этюды и картины, вырезаны из стволов деревьев, некогда произраставших здесь же в саду, сказочные образы. В ней она работала каждый год с весны до осени, как только начинались каникулы у сыновей. Она, как птица, каждую весну «прилетала» в родное гнездо. Валентина Николаевна тосковала о городе, с которым была связана всю жизнь, живописные окрестности которого были главными «персонажами» её картин, акварелей, фоном многих книжных иллюстраций. Тоска по виденному и пережитому в детстве и юности, тоска по просторам, залитым солнцем, по Волге не уходила из уголков её сердца. И она снова и снова стремилась на встречу с удодами, обживающими старый вяз рядом с дачей, с прекрасной распускающейся персидской сиренью, с волжскими разливами, с запахами весны...
  Валентина Николаевна начинала свой творческий путь как книжный график. Любовь к линии укрепили в ней её учителя Д.И.Митрохин, В.М.Конашевич, Е.Е.Лансере в ленинградском ВХУТЕИНе, куда она поступила в 1927 году. В 1930 году графический факультет ВХУТЕИНа был переведён в Московский полиграфический институт, организованный в тот год на базе полиграфических факультетов московского и ленинградского ВХУТЕИНов, и последние годы учёбы Челинцовой были связаны с именем В.А.Фаворского. Таким образом, ей посчастливилось впитать культуру книжного оформления, что называется «из первых рук». Сохранилось несколько её ранних ксилографий, выполненных под влиянием В.А.Фаворского.
  После успешного окончания Московского полиграфического института, она переехала в Челябинск и начала работать художником-оформителем на тракторном заводе. К этому времени относятся её первые опыты работы с книгой. Валентина Николаевна иллюстрировала детские книги Рижского «Челябинский тракторный» и Тутова «Паровоз». Этот первый опыт оказался удачным. В иллюстрациях она разрешала те же задачи, которые стояли перед ней в работе: проблемы движения, художественного пространства. «Растянутое» по плоскости вверх пространство, динамичные линии и штрихи рельс и разнонаправленно движущихся по ним паровозов создают выразительные ассоциативно-композиционные связи, осязаемо передают весь ритм работающих механизмов и занятых в нём людей. Картинки в книге не просто дублируют авторскую мысль в тексте, они дают ребёнку дополнительные переживания.
  В Челябинске она пишет первую большую картину с изображением рабочих в тракторном цехе завода, где уже проявляет себя мастером композиции. Тогда же она начинает преподавать по вечерам в студии товарищества «Художник», а после войны и до своего отъезда в Саратов в 1972 году – в студии при Союзе архитекторов. Учёба в педучилище не прошла даром для Валентины Николаевны. Она была педагогом от Бога, хотя всегда подчёркивала в письмах к ученикам, что она не учитель, а просто – товарищ по искусству, понимая, что художник каждый раз должен самостоятельно «изобретать велосипед». Ей хотелось помочь молодым в освоении пластической грамоты, чтобы, обладая ею, они могли сочинять композиции, как музыкант, пользуясь нотной грамотой, сочиняет музыку. Эти занятия были для неё в какой-то степени «апробированием» тех вопросов, «которыми, как хлебом насущным, должен жить художник» (Цит. по: Письмо В.Н.Челинцовой А.С.Бовкуну от 22.03.1974 г.//Челинцова Валентина Николаевна (1906-1981): кат. выставки/авт.-сост. Г.С.Трифонова. Челябинск, 1997. С.36), и которые легли потом в основу её теоретического труда «О симфонизме в композиции картины»...


В.И. Бородина
заведующая Хвалынским художественно-мемориальным музеем К.С.Петрова-Водкина ХХМ
заслуженный работник культуры РФ

Полностью статью можно прочитать в журнале «Золотая палитра» №1(8) 2013

© 2009 - 2025 Золотая Палитра
Все права на материалы, опубликованные на сайте, принадлежат редакции и охраняются в соответствии с законодательством РФ. Использование материалов, опубликованных на сайте, допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал, до или после цитируемого блока.